В своем рассказе о прогулках по Минску я уже упоминал про памятник Франциску Скорине, стоящий перед зданием Национальной библиотеки Беларуси или, как ее называют минчане, «Националки». Сегодня хотел бы рассказать о нем поподробнее.
Франциск Скорина – одна из самых знаковых фигур в истории белорусского книгопечатания. Родился в 1486 г. в городе Полоцке. По образованию – врач, степень доктора медицины защитил в Падуанском университете, в Италии. Но в историю он вошел совершенно по другому поводу. Именно он издал первую печатную белорусскую книгу. В 1517 г., в Праге, Скорина основал типографию и издал Псалтырь, написанный на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов. Таким образом, книги легко читались жителями Великого княжества Литовского (ВКЛ).
За последующие два года с момента издания Псалтыря Франциск Скорина перевел и издал 23 книги Библии. В 1520 г. он переехал в Вильню – столицу ВКЛ , где основал новую типографию. К сожалению, в 1525–1530 гг. ушли из жизни все его меценаты, поэтому "Малая подорожная книжка" (1522 г.), и "Апостол" (1525 г.) – последние книги, изданные Скориной. В оставшиеся годы жизни практиковал как врач. Умер Франциск Скорина предположительно в 1551 г.
Памятник первопечатнику представляет собой довольно высокий монумент: каменный Франциск, одетый в тогу и плащ, поднял руки, как будто эмоционально выступает перед большой аудиторией. Книга в левой его руке только усиливает это впечатление — Скорина словно пытается сказать нам всем: «Учитесь! Читайте книги!». Хотя, по моему личному впечатлению, выражение его каменного лица получилось несколько печальным, поэтому молчаливый призыв можно вполне трактовать как крик души: «Бестолочи! Ну, прочитайте хоть что-нибудь в своей жизни!».
Стоит Скорина на большом каменном кубе-постаменте. Кстати, на нем выбиты только имя и фамилия белорусского первопечатника, но нет годов жизни. Как мне кажется, это связано с тем, что точные годы жизни Скорины известны лишь приблизительно. Например, одни утверждают, что он родился в 1486 г., другие, что в 1490. Есть расхождения и с датой смерти. Поэтому, как мне кажется, скульптор поступил мудро, не став указывать годы жизни первопечатника.
Памятник, хоть и неплох по исполнению, вызывает разные суждения. Некоторые называют его «капитулянтом» из-за поднятых рук, а мне он чем-то напомнил великого казахского педагога-просветителя Ыбырая Алтынсарина с его знаменитым стихотворением «Давайте, дети, учиться!».
P.S. В национальном историческом музее Беларуси среди прочих экспонатов стоит образец печатного станка, который использовал в свое время Франциск Скорина.