Найти в Дзене
Донская газета

Навстречу 75-летию Победы: «Труд длиною в жизнь»

Когда началась Великая Отечественная война, Марии Герасимовне Радченко было шестнадцать лет. Она работала на лесоразработках, делала заготовки для шпал. Очень хорошо она помнит начало войны. - Мы тогда жили в Саратовской области. У нас даже радио не было. О начале войны нам объявил Сельский совет. Народ призывали не волноваться и не тушеваться. Но я хорошо помню, какой крик и вой стоял в округе, как плакали люди, - рассказывает Мария Герасимовна. Не дай Господь никому! Отец ее прошел всю войну, брат погиб на фронте. Сама она работала в тылу. Линия фронта проходила в 40 километрах от их деревни. - Мы немцев не видели, мы голод и труд видели. Голодовали ужасно... Работали тяжело - день в колхозе, ночь у себя на огороде. И так сутками без выходных. А если бы на огороде не работали, умерли бы от голода, - делится она. В их колхозе остались одни женщины. Пахали и бороновали на коровах, лошадей не было. Когда закончилась война, Мария Герасимовна вышла замуж. - Я ему понравилась, а он мне

Когда началась Великая Отечественная война, Марии Герасимовне Радченко было шестнадцать лет. Она работала на лесоразработках, делала заготовки для шпал. Очень хорошо она помнит начало войны.

- Мы тогда жили в Саратовской области. У нас даже радио не было. О начале войны нам объявил Сельский совет. Народ призывали не волноваться и не тушеваться. Но я хорошо помню, какой крик и вой стоял в округе, как плакали люди, - рассказывает Мария Герасимовна.

Не дай Господь никому!

Отец ее прошел всю войну, брат погиб на фронте. Сама она работала в тылу. Линия фронта проходила в 40 километрах от их деревни.

- Мы немцев не видели, мы голод и труд видели. Голодовали ужасно... Работали тяжело - день в колхозе, ночь у себя на огороде. И так сутками без выходных. А если бы на огороде не работали, умерли бы от голода, - делится она.

В их колхозе остались одни женщины. Пахали и бороновали на коровах, лошадей не было.

Когда закончилась война, Мария Герасимовна вышла замуж.

- Я ему понравилась, а он мне нет, - честно признается она. И все-таки она решилась испытать судьбу и связала свою жизнь с малознакомым человеком. У них долго не было детей, а когда родилась дочь, Мария вместе с малышкой уехала в Донской. К тому времени сюда переселились ее родители. Муж не пытался их искать. Больше они не виделись.

Не ощущая тяжести жизни

Сначала Мария Герасимовна устроилась подсобницей на стройку, потом перешла на Донской завод ЖБИ. Работала на бетономешалке.

Заводу она отдала двадцать семь лет жизни. И даже в отпуск не уходила. Просто привыкла к труду, и уже не могла по-другому.

Прожив семнадцать лет в бараке, она, в конце концов, получила от завода квартиру в Северо-Задонске. Причем строительные материалы для своего будущего дома изготовила собственными руками. За это время Мария Герасимовна вышла замуж во второй раз. На свет появились еще двое детей...

Сегодня она признается, что как бы трудно ей не было в жизни, она не ощущала ее тяжести и никогда не сидела на месте.

- Я не обращала внимания на то, что мне тяжело. По молодости и на танцы ходила, и песни пела, да, честно сказать, и до сих пор иногда напеваю:
Дрогнет состав эшелона,
Поезд помчится стрелой,
Я из вагона – ты мне с перрона
Грустно помашешь рукой, - поет Мария Герасимовна, уютно устроившись в кресле, и замечает, что только на девяносто пятом году жизни почувствовала, что такое старость.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», Медаль «Ветеран труда» за работу на заводе... Вся ее жизнь – это труд.

Сегодня у Марии Герасимовны двое внуков и двое правнуков. Молодому поколению она от души желает никогда не узнать, что такое война. Потому что это действительно страшно.

Теперь все новости нашего города мы будем публиковать здесь.

Подписывайтесь на наш канал и пишите ваши пожелания в комментариях!