В 1964 году в США стартовала компания по выпуску беспилотных летательных аппаратов D-21A для разведывательных целей. В 1966 году после катастрофы самолета M-21 программа по изготовлению данного типа беспилотников была приостановлена. На смену ей пришел новый, модернизированный D-21B. Разработан он был специально под полёты со стратегическим бомбардировщиком B-52H.
Как D-21B стал подарком для СССР
Первый вылет состоялся 9 ноября 1969 года и стал для СССР практически «подарком» к 52 годовщине Октябрьской революции. Трехметровый шпион-малыш на сверхзвуковой скорости должен был выполнить свою разведывательную функцию, после чего сбросить кассету с фотоматериалом. Заканчивалась работа D-21B самоликвидацией.
Теория разошлась с практикой, потому как в первом же своем полете беспилотник повел себя непредсказуемо. Стартовав с оборудованной по всем правилам «Чёрной птицы», D-21B полетел, как и было запланировано к западной части Китая. Там, отсняв ядерный полигон, расположенный рядом с высохшим озером Лоб-Нор, аппарат продолжил полет до конечной выработки топлива. Приземлился недалеко от Байконура, вызвав большой интерес советских инженеров.
После исследования американского разведчика было принято решение о разработке подобного беспилотника в Советском союзе. В начале 70-ых беспилотный разведывательный аппарат «Ворон», носителем которого должен был быть Ту-160, начали проектировать в КБ Туполева.
Технический прогресс через несколько лет вытеснит сверхзвуковые разведывательные самолеты. На смену придут космические спутники, чьи возможности гораздо шире и перспективнее. D-21B с 1973 прекратил полёты и покоится в самолётном хранилище Дэвис-Монтена, а проект советского «Ворона» и вовсе был отменен.
Если вам понравилась статья, ставим лайки и подписываемся на мой канал!