Прежде чем сахарный тростник был завезен на Кубу конкистадором Диего Веласкесом, он проделал большой путь. Впервые его увидели мореходы и искатели приключений из Старого Света в Индии на влажных берегах далекого легендарного Ганга. Оттуда арабы завезли его в свои знойные страны, а затем он попал в Египет и Эфиопию. Позже, примерно в 1420 году, португальцы привезли сахарный тростник на остров Мадейру.
Арабы первыми изобрели способ извлечения сахарозы из сока сахарного тростника и получения из нее сахара, а португальцы усовершенствовали его.
Историк Песуэло писал: «… те же португальцы, которые, без сомнения, первыми в Европе познакомились с сахарным тростником, выращивали его па плодородных землях острова Сан-Томе, где к 1520 году насчитывалось уже до 60 плантаций сахарного тростника. Местные жители перерабатывали его с помощью примитивных машин, которые португальцы, склонные к преувеличениям по-своему характеру и свойствам языка, назвали «сахарными заводами». Но как ни стирались португальцы монополизировать производство сахара, и этот и другие схожие способы стали достоянием испанцев, которые в конце XV века завезли сахарный тростник на южное побережье Пиренейского полуострова».
Из Испании сахарный тростник попал на остров Гаити, который испанские первооткрыватели Америки назвали Эспаньолой, а оттуда Веласкес и его люди завезли это растение на восточную оконечность Кубы, преодолев бурный наветренный пролив.
Свиноводство и коневодство Кубы
В начальный период колонизации Кубы разведение свиней получило здесь большое распространение, так как обширные леса острова создавали великолепные условия для размножения этих животных. Завезенные с Канарских островов свиньи, быстро одичали и невероятно размножились.
Однако позднее с уменьшением площади под лесами и ростом населения поголовье свиней начало сильно сокращаться. В 1952 году на Кубе насчитывалось 1 258 843 свиньи. Годовое производство ветчины достигло 2117,6 тонн, шпига - 6 тысяч тонн, сала - 30 тысяч тонн, что не покрывало внутреннего спроса на эти продукты. После революции принятие мер, направленных на развитие животноводства, привело к увеличению поголовья до 2,1 миллиона свиней. На государственные свиноводческие хозяйства приходится 332 215 голов, а на частный сектор, национальную организацию мелких земледельцев и различные государственные организации, не занимающиеся товарным свиноводством - 1 778 799 голов.
Внутри государственного сектора хозяйства приходится 239 965 голов, на фермы повстанческой армии - 13 020, на государственные хозяйства - 9898 и на племенные свиноводческие хозяйства - 6207 голов.
По последним данным, на Кубе насчитывалось только 412 004 лошади. Незначительность конского поголовья объясняется сильным развитием автотранспорта. Если бы на Кубе сохранилось такое же соотношение между населением и конским поголовьем, которое наблюдалось в середине XIX века, то к настоящему времени здесь было бы 6 миллионов лошадей.