Александр громко взвёл курок и направил дуло в сторону мужчины. Но прежде чем он выстрелил, девушка бросилась между ним и мужчиной, выходящим из кабинета. Раздался выстрел. Пуля попала в живот девушке и она упала на пол.
Артёму не нравилась идея Александра, но в силу своей природы и постоянной потребности быть ведомым он согласился.
- А если нас заметят? Вдруг кто-нибудь выйдет, что тогда?
- Что нам терять? - Александр вопросительно посмотрел на своего товарища.
Артём пожал плечами.
- Это по крайней мере опасно, - повторил он, но всё же последовал за Александром.
Идея Александра была очень проста. Он был уверен в том, что туннель должен их куда-нибудь привести. И кого бы они не нашли в конце туннеля, будь то инопланетяне или кто ещё другой, они получат все ответы на все свои вопросы.
Со слов Артёма движение в туннеле происходило только в определённые часы. Им пока что везло, в туннеле кроме них никого не было. Александр шёл раздумывая над событиями последних дней.
«Почему 15 июня, даже не важно как, почему же именно этот день повторялся каждый день. Почему все засыпали одновременно, а на следующий день ничего не помнили, вот и Артём утверждает, что не раз подходил ко мне, но я ничего не помнил и не понимал его. Артём жил своей мышиной жизнью, прячась от посторонних глаз, и надо отдать должное его мужеству за это. А прятаться ему было от кого. Одной из них была девушка Алёна. Однажды Артём видел как она вошла в кабинку кафе, но так и не вышла обратно. Так он и нашёл вход в туннель. Другим был продавец в магазине, по дороге от остановки на работу Александра. Артём выделил дюжину таких людей.
Этих людей легко было отличить от других. Они одни в Степнодольске менялись ролями. Скажем, Александр каждое утро ехал на работу на одном и том же автобусе, в одном и том же костюме, чисто выбритый, а вот Алёна в один день была уличной продавщицей в коротенькой юбке, а в другой — сексуальным офис-менеджером. Бывали дни когда Артём её и вовсе не наблюдал».
Кому понадобился весь этот маскарад Александр не знал, он надеялся получить ответы в конце туннеля. Тем временем они подошли к металлической двери. Дальше путь лежал только через эту дверь. Александр осторожно приоткрыл дверь и заглянул внутрь. Просторное помещение не было ничем обременено, кроме лестницы ведущей наверх. Пройдя через пустое помещение и поднявшись по лестнице они оказались в небольшой комнате. Александр осмотрелся и понял, что они находятся в здании комбината.
Никого из людей не было видно. Само по себе это было не так уж странно, на автоматизированном производстве никогда не было много народа. Но Александр помнил по своему единственному визиту бесконечную и беспрерывную занятость комбината. Клапаны, которые открывались и закрывались, чаны, которые опорожнялись и наполнялись вновь, всё это внутри перемешивалось и варилось. А между ними всегда сновали автоматизированные электропогрузчики, издавая при движении жужжащий звук.
Но сейчас на комбинате было тихо и в этой мёртвой тишине где-то далеко слышались приглушённые звуки.
- Пошли, - скомандовал Александр. Артём неохотно последовал за ним по запутанным проходам между колоннами из нержавеющей стали и цистернами.
Они шли так, словно находились в присутствии мёртвых. В каком-то смысле так оно и было, ибо машины управлялись компьютерами, которые являлись электронными аналогами разума живых людей. А если их выключили, разве они не умерли?
На самом деле этот комбинат был уникальным. Машины наделённые опытом и навыком реальных людей могли работать без остановки круглый год. Не зная устали, не допуская ошибок и без вмешательства в производство, так называемого человеческого фактора...
Артём подошёл ближе к Александру.
- Жутковато здесь, - тихо сказал он.
Стараясь не шуметь и не привлекать излишнего внимания, они подошли к комнате, откуда доносились голоса. Александр заглянул в приоткрытую дверь.
Дальнюю стену заполнял огромный экран, поделённый на множество экранов поменьше. Перед ними сидели около дюжины мужчин и женщин. Они наблюдали за происходящим на экранах и каждый из них делал какие-то заметки на микрофон. Порой картинки на мониторе менялись, но никогда не повторялись. На экранах показывалась жизнь их городка в разных точках.
На одном из экранов Александр увидел знакомую ему девушку Алёну, которая рекламировала холодильник. На другом транслировался магазинчик возле его работы, на ещё одном экране показывали кафе, в котором он часто обедал.
Александр решил пройти к следующей двери. Это был большой и роскошный кабинет. Внутри никого не было. Письменный стол был завален бумагами. И пока Александр изучал их, Артём перерыл все ящики стола. В одном из ящиков он нашёл пистолет.
- Смотри! - восторженно вскричал он, показывая Александру пистолет. - Он даже заряжен.
- Отлично! Возьмём его с собой! - ответил Александр. - С его помощью мы выберемся отсюда и поедем в полицию.
С этими словами Александр протянул бумаги Артёму. На титульной странице была надпись: «Тема: Кампания облегчённых сигарет Мальборо». Дальше шли непонятные таблицы со множеством разных чисел и в конце краткое резюме:
Несмотря на то, что тест 47-K3 почти в два раза увеличил число новых пользователей по сравнению с другими проведёнными тестами, вероятнее всего не может быть использован в реальных условиях, из-за ограничений по контролю громкости звука.
Тесты в группе 47-K12 были вторыми по привлечённым клиентам, и мы рекомендуем провести повторные тесты с добавлением методов выборки и без них.
Настоятельно рекомендуем применять более сильное давление в тестах серии K12, если клиент не желает идти на компромисс.
Ожидаемый прогноз успеха кампании находится в пределах 80-90%, что является выше приведённых ранее результатов.
- Я не понимаю, - пожаловался Артём, оторвав взгляд от бумаг.
- Ничего страшного, в этом нет твоей вины - сказал Александр. - Это кажется безумием, Артём, но теперь многое стало понятно. Никакие это не инопланетяне. Это люди... Люди от бизнеса! Они каким-то образом, одному Богу известно как им это удалось, захватили Степнодольск. Они держат всех нас, понимаешь, тебя, меня и тысячи других людей, в своих руках. Возможно они гипнотизируют нас, а может быть ещё каким другим способом и заставляют проживать всех один и тот же день. Они вливают в нас рекламу на протяжении всего этого проклятого дня. И в конце дня они стирают этот день из нашей памяти для того, чтобы на следующий день обрушиться на нас с другой порцией рекламы.
- Чушь какая-то! - решительно возразил Артём.
- Конечно, это звучит безумно. Но как иначе можно объяснить всё происходящее? Ты не можешь отрицать, что большая часть Степнодольска проживает один и тот же день снова и снова. Ты же сам всё это наблюдал! И мы должны признать, что это правда, если конечно сбросить со счетов наше всеобщее сумасшествие. И как только ты признаешь, что кто-то каким-то образом знает, как всё это провернуть, тебе станет понятен весь смысл происходящего вокруг.
Александр сделал паузу, чтобы удостоверится, что его собеседник слушает его и понимает всё, что он говорит.
- Вдумайся только, Артём! Они проверяют каждую мелочь, прежде чем они потратят хоть копеечку на рекламу! Ты представляешь, что это значит? Одному Богу известно, сколько это стоит, но я точно знаю, что некоторые компании тратят на рекламу миллионы в год. А если взять сотню таких компаний? Допустим, что каждый из них узнает, как сократить свои расходы на рекламу всего на десять процентов.
Александр снова сделал короткую паузу.
- Если они будут заранее знать, какая реклама будет работать эффективно, то они смогут сократить свои расходы на рекламу наполовину, ну… или может чуть меньше чем наполовину, я не знаю. Но это в любом случае сэкономит им уйму денег, и если они будут платить только десять или двадцать процентов от этой суммы за использование Степнодольска, чтобы узнать это, для них это все равно очень выгодно, а тем, кто захватил Степнодольск принесёт целое состояние.
- Ты хочешь сказать, - сглотнув слюну, неуверенно произнёс Артём, - что мы... ну, что-то мы вроде подопытных крыс?
Александр в раздумье на секунду нахмурил брови.
- Не совсем. Ты знаешь, как проверяют новое лекарственное средство, скажем что-то вроде пенициллина? Создают много маленьких колоний микробов на желатиновых дисках и пробуют на них по очереди средство, каждый раз немного изменяя его. Так что мы скорее микробы, Артём. Только более эффективные. Они могут использовать нас бесконечно, в отличии от микробов.
Для Артёма новость о том, что он стал объектом опытов стала шокирующей, он тихо спросил Александра:
- Что нам делать?
- Как и прежде, мы идём в полицию. Мы не можем позволить кому бы то ни было, использовать людей в качестве морских свинок!
- Как же мы доберёмся до полиции?
Александр обвёл взглядом кабинет.
- Я думаю это кабинет какой-то очень важной шишки. У нас есть пистолет. Мы останемся здесь, пока он не появится. И он вытащит нас отсюда.
План был простым и наивным. Артём по своему обыкновению не стал оспаривать его и расположился у стены, как можно подальше от двери. Александр занял позицию за самой дверью. Они стали ждать.
Ожидание было не долгим. Примерно через полчаса Александр услышал приближающиеся голоса. Он шёпотом предупредил Артёма, и тот прижался к стене.
- Причина, по которой ты не могла сообщить эту информацию по телефону? Ты испортишь весь свой дневной тест! Что, чёрт возьми, с тобой происходит, Жанна? - отчитывал мужской голос снаружи.
- Простите, господин Дорин, - отвечал ему знакомый женский голос -Я думала, это важно.
- Важно?! Одна паршивая единица из тысяч.
- Но это же Александр, господин Дорин. Снова. И то, как он скрылся из виду, должно быть ему кто-то помогал.
- Ладно, забудь. Это не имеет уже никакого значения, Жанна, твоя программа в любом случае опережает график. И раз уж ты здесь, забери план работы на завтра. Я думаю тебе не стоит беспокоиться об Александре. Наверняка, он бродит где-нибудь рядом. Мы заберём его сегодня вечером и...
Они уже вошли в кабинет, когда Александр пинком захлопнул дверь и навёл пистолет.
- Я так не думаю! - громко прервал мужчину Александр.
То чувство, которое испытывал в тот момент Александр, стоило тех ужасных часов, пережитых им за последнее время, той растерянности, безумия и страха. Это было самые приятные ощущение, которые Александр когда-либо испытывал в своей жизни. Лицо мужчины выражало удивление, рот открылся, а глаза расширились, он даже как-то громко взвизгнул.
Девушка была удивлена не меньше. Александр, глядя на неё, понял, почему её голос показался ему таким знакомым. Именно эта девушка представилась ему как Алёна.
Дорин быстро пришел в себя.
- Это тот самый?- резко спросил он.
- Да, - ответила девушка.
- Что же, беру свои слова обратно. Ты была права. - и уже обращаясь к Александру - Что тебе надо?
Тут из глубины кабинета Артём подал голос:
- Смотри за ним! У него может быть ещё один пистолет.
- Так обыщи его, - приказал Алексагдр и снова обратился к мужчине, - Я скажу тебе, чего мы хотим, Дорин. Мы хотим, чтобы ты отправился вместе с нами в полицию области и объяснил им, как можно безнаказанно похитить тысячи людей.
- Похищение?- фыркнул Дорин. - Это просто смешно, парень! Убери пистолет, тебе это не сойдёт с рук!
Александр мрачно поднял пистолет.
- Думаю, что я смогу выстрелить.
Дорин выглядел разъяренным и раздосадованным, но не испуганным.
- Чёрт побери... - взревел он, потом более спокойно продолжил. - Послушай, ты совершаешь большую ошибку. Я никого не похищал, поверь мне!
- Я вам не верю, - резко ответил Александр. - С чего бы это?
- Но ведь это правда! Поверь мне на слово!
- Полиция может поверить вам на слово, если захочет. - Александр покачал головой. - Мы это выясним. А теперь вопрос: как нам отсюда выбраться?
Дорин начал возражать и отговаривать, на что Александр вспыхнул:
- Хватит юлить! Я готов убить тебя, если придётся. Неужели ты этого не понимаешь? Я прошёл через два дня ада, и каждую секунду я виню тебя. Убить тебя? Это было бы очень приятно для меня, и поверь - мне нечего терять в этом мире! Вытащи нас отсюда!
Лицо Дорина вдруг стало каменным. Ситуация накалялась и тут блондинка, которую он называл Жанна, скользнула между мужчиной и пистолетом.
- Пожалуйста!- умоляла она Александра. - Ты не понимаешь. Ты не должен стрелять!
- Уйди с моего пути!
- Александр, прошу вас выслушать меня...
Ей не дали закончить. Дорин с непроницаемым лицом направился к двери. Александр громко взвёл курок и направил дуло в сторону мужчины. Но прежде чем он выстрелил, девушка бросилась между ним и мужчиной, выходящим из кабинета. Раздался выстрел. Пуля попала в живот девушке и она упала на пол. Дорин вышел даже не оглянувшись, дверь за ним захлопнулась, его шаги быстро удалялись.
Александр отбросил пистолет и подскочил к девушке.
- Нам конец, Саня. Зачем ты это сделал? - испуганно произнёс Артём, - Мы могли бы сбежать. Мы могли бы обратиться в полицию. Мы практически выбрались отсюда! Мы...
Александр не слушал его. Он стоял на коленях рядом с девушкой. Она лежала на спине, беспомощно раскинув руки и неестественно согнув под себя одну ногу. Крови не было видно, раны тоже почти не видно, но в таком положении, в каком она лежала, не смог бы удержаться ни один живой человек. И всё же она не была мертва.
Пульса не было, а вытянутые пальцы одной руки быстро дёргались. Дыхания не было слышно, но он слышал шипение. Глаза были открыты и смотрели на Александра. В них не было ни страха, ни боли, и лишь отражали глубокую печаль.
- Не расстраивайся, Александр. - трясущимися губами произнесла она - Я в порядке.
Александр отодвинулся и уставился на неё. Он внимательнее осмотрел рану. В том месте куда попала пуля из отверстия сочилась золотистая жидкость, а внутри сиял кусок разорванного металла.
- Ты робот? - удивился он.
Девушка попыталась кивнуть. Подёргивающиеся губы сказали:
- Да. И ты тоже.
Вольный перевод повести Фредерика Пола "Туннель под миром" (Frederik Pohl "The Tunnel Under The World" )