Эволюция рынка логистических услуг привела к появлению провайдеров с классификацией 4PL. Что это такое, и в чем суть услуг и отличия сервиса 3PL от 4PL?
Особенности терминологии и суть услуг
Термин 3PL появился в начале 70-х для определения компании, занимающейся интермодальным маркетингом при выполнении транспортных контрактов на условиях аутсорсинга. До этого момента в организации перевозок участвовали только две стороны - грузоотправитель и перевозчик.
3PL является сокращением от third-party logistics, что означает “сторонняя логистика”. Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980 года впервые закрепила права и обязанности логистов, как “операторов смешанной перевозки”.
Участие привлеченных специалистов в организации цепочек поставок, распределения, складирования, транспортировки и многого другого привело к сокращению тарифов на грузоперевозки и усилению конкуренции.
Появление Интернета и развитие технологий позволило усовершенствовать сервис услуг. Компания с квалификацией 4PL разрабатывает логистическую стратегию, управляет ресурсами, занимается аналитикой и планированием бизнеса своего клиента. Она, по сути, становится полноправным партнером Заказчика.
В чем отличия 3PL логистики?
Примером поставщика услуг 3PL логистики является компания Amazon. Она выполняет широкий спектр операций на правах аутсорсинга, включая сбор, упаковку, хранение, доставку, распределение, экспедирование грузов и кросс-докинг. Однако, у Amazon есть ограничения с точки зрения допустимых продуктов и требований к упаковке.
Преимущества 3PL логистики:
- 3PL-провайдер поможет сэкономить время и средства благодаря сокращению стоимости и оптимизации маршрута доставки;
- использование местных и международных складов 3PL-компании с хорошо отлаженной логистикой позволит ускорить доставку;
- 3PL-поставщик логистических услуг справится с большими объемами заказов быстро растущего бизнеса;
- сохраняется возможность контроля над цепочками поставок.
Недостатки:
- невыгодно при небольших объемах грузоперевозок;
- ограничение в отношении обработки скоропортящихся, опасных и легковоспламеняющихся товаров;
- сложность найти подходящего 3PL-поставщика, которому можно доверить организацию логистических операций.
В чем преимущества 4PL-логистики?
Поставщики услуг 4PL-логистики управляют каждой частью в цепочке поставок клиента и служат единственной точкой контакта для всех вовлеченных сторон. Заказчик не контролирует процессы. Вся ответственность и контроль над операциями лежит на привлеченном провайдере.
Функции операторов-логистов включают:
- управление и анализ больших объемов данных;
- контроль над грузоперевозками, управление привлеченными 3PL-провайдерами и поставщиками транспортных услуг;
- контроль над складскими операциями и управление любой другой частью цепочки поставок.
4PL-логистика подразумевает высокий уровень информированности в режиме реального времени, широкие коммуникационные возможности и обширные знания для согласования действий всех участников процессов.
Хороший уровень организации 4PL-логистики и согласованности действий дает возможность:
- оптимизировать транспортные операции;
- координировать поставщиков;
- интегрировать цепочки поставок;
- синхронизировать входящую логистику и исходящие логистические потоки;
- моделировать и управлять распределительными сетями.
Преимущество привлечения сторонних 4PL-провайдеров заключается в возможности сосредоточится на основной деятельности, возложив организацию транспортных процессов на логистов. Такое решение позволит более эффективно контролировать расходы, улучшать обслуживание клиентов и рационально использовать собственные средства на развитие.