Человеческий капитал в XXI веке стал важнейшим фактором развития экономики и общества.
Инвестируя в него, можно добиться темпов экономического роста выше мировых, что является необходимым условием для укрепления позиций России в условиях глобальной конкуренции.
Качество человеческого капитала в первую очередь формируется системой образования, вклад других факторов (здравоохранение, миграция, система исследований, культура) существенно меньше.
Человеческий капитал — это знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты, для себя, работодателя и для общества в целом.
Любые возможности человека становятся его «капиталом», как только они задействуются в полезной, производительной деятельности.
Очевидно, что в современном обществе ключевой бенефициар своего «человеческого капитала» — сам человек и его семья.
Подчеркнем, что человеческий капитал — это не только умение преуспевать на имеющемся рабочем месте, но и умение создавать новые рабочие места, структуры и виды деятельности — предпринимательские способности в широком смысле.
Для российской экономики с характерными для нее несовершенными институтами этот элемент человеческого капитала имеет принципиальное значение, поскольку именно в нем находятся резервы для институционального обновления не только деловой среды, но и социальных институтов.
В последние десятилетия ключевым элементом человеческого капитала страны стал интеллектуальный капитал.
Это способность генерировать и осваивать инновации, своего рода экономическая проекция творческой деятельности.
Интеллектуальный капитал является решающим для модернизации экономики, перехода к новым технологическим укладам. Количественные и качественные изменения человеческого капитала в экономике повышают как производительность труда и потребительский спрос, так и предпринимательскую активность.
Соответственно, образование в современной экономике должно рассматриваться не как затратная сфера наряду с социальной помощью, пенсионной системой, госаппаратом, обороной и безопасностью, а как инвестиционная сфера, определяющая масштаб экономического роста.
Помимо того что образование создает человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики в XXI веке, оно и само является растущей отраслью экономики.
Растет масштаб рынка образовательных услуг.
Экспорт образования, как показывает пример наиболее успешных стран, может составлять десятки миллиардов долларов.
В США только объем образовательных кредитов превышает 1,25 трлн долларов. Несмотря на то что в России гарантировано получение бесплатного образования по большей части основных образовательных программ, российский образовательный рынок быстро растет.
Объемы продаж наиболее крупных российских провайдеров образовательных продуктов и программ (университеты, издатели, банки) составляют миллиарды рублей в год.
Наконец, образование во всем мире является основным инструментом обеспечения социальной справедливости как через «равный старт» для всех граждан, так и через особую поддержку учащихся с особенностями развития.
Это в сочетании с воспитательной функцией образования (которая, в частности, обеспечивает воспроизводство культурного кода, развитие ценностей солидарности и патриотизма) вносит в общественное развитие необходимую устойчивость, превращает экономический рост в основу повышения качества жизни всех слоев населения.
В Послании 1 марта 2018 года Президент РФ подчеркнул: «Равные образовательные возможности — мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости».