Семейный бизнес - это организация, в которой, независимо от размера и предпринятых действий, большая часть имущества принадлежит семье.
Такого рода компании становятся все более значимыми в мире как в экономическом, так и в социальном плане, а это значит, что в различных секторах они стали движущей силой развития бизнеса.
По оценкам, в Европе насчитывается 17 миллионов семейных предприятий, что составляет 60%; в Испании насчитывается 1,4 миллиона семейных организаций, что составляет 65% от общего числа.
Как правило, такой бизнес создается или несколькими людьми или одним членом семьи с высокой способностью к усилиям, организации, интуиции и виденью, для разработки и реализации бизнес-проекта, которому они посвящают всю свою энергию и время.
Цель семейного предпринимателя - передать свой бизнес потомкам, но лишь небольшая часть семейного бизнеса переходит в наследство к детям.
В частности, из 100 таких предприятий только 33 совершают переход с 1-го на 2-е поколение, а из этих 33 компаний только 15 переходят на 3-е поколение.
Основная причина исчезновения этих компаний напрямую связана с внутренними конфликтами между семейными предпринимателями.
Были проведены исследования.
С целью определения проблем и факторов, которые должны гарантировать успех в деле преемственности семейного бизнеса.
Для исследования были отобраны 50 компаний из различных секторов, размеров и поколений.
Какие результаты?
Анализ подтверждает, что путаница между потоками бизнеса и интересами семьи вызывает определенные трудности.
Они вытекают из объединения собственности и управления, а также из объединения бизнес-целей и семейных целей.
Это исследование также проливают свет на различные проблемы, возникающие в связи с функционированием семейного бизнеса:
Никакого для бизнеса.
- Обычно деловые семьи как таковы, растут в большей степени, чем простой семейный бизнес. Так как семейный бизнес не в состоянии удовлетворить все потребности семьи, что заставляет её членов уделять меньше времени для работы и развития. К этому следует добавить тот факт, что иногда имеет место превышение оплаты труда некоторых членов семьи.
Демотивация персонала.
- Члены семьи теряют мотивацию, когда они не могут получить доступ к финансовой информации компании. Несемейных работников легко демотивировать преференциальным отношением к членам семьи (различия в оплате труда, ограниченная свобода, меньше возможностей для личной самореализации и т.д.).
Включение в семейный бизнес.
- Существует множество проблем, когда члены семьи, или третьи лица желают присоединиться к делу. Как правило, отсутствуют правила о том, кто может войти в компанию, какая подготовка требуется, как определяется должность и ответственность, что делать, если член семьи не адаптируется к компании, и т.д.
Семейная гармония.
- Увы, нарушение семейной гармонии из-за конфликтов между поколениями, между братьями и сестрами, между родственниками и другими - обычное дело. Споры между родителями и детьми вызывают серьезные проблемы и, как правило, связаны с сильным авторитетом и недоверием к отцу и намерением сына самостоятельно управлять компанией. Споры постоянно возникают, прежде всего, из-за конкуренции, ревности и подчиненности между ними. Напряженность возникает так же и не только между родственниками. Это связано с тем, что в семейном бизнесе властные должности, как правило, принадлежат родственникам, что создает неудобства для внешних специалистов, поскольку они не могут должным образом выполнять свою работу. В случае наличия "не семейного" партнера часто возникают разногласия относительно заработка, политики вознаграждения и продвижения по службе, а также планов на будущее.
Такого рода бизнес несёт в себе множество проблем, связанных с их семейным характером.
Они возникают как в результате функционирования организации, так и в результате конфликтов, возникающих при правопреемстве.
Однако существуют инструменты, которые решают проблемы наследования, такие как: составление плана преемственности, правильное управление наследством, составление протокола семьи и повышение профессионализма компании.
И последнее это то, что сильные компании легко "уничтожают" семейный бизнес с точки зрения рынков, продукции, рентабельности и т.д., и поэтому их следует избегать, насколько это возможно.