Кубики, палочки, треугольнички, шарики и предел мечтаний – железный конструктор. Как же увлеченно всем этим играли советские дети! А предложи такое современному малышу в обмен на смартфон – получишь недовольного малыша, который не знает чем себя занять.
Примитивные игрушки = активное воображение, навороченные современные гаджеты = примитивное мышление
Смысл детских компьютерных игр совершенно понятен нам, взрослым: вот сюда нужно дойти игровому герою, чтобы получить вот это. Все просто и ..примитивно.
Максимум, что развивает такая игра – быстроту пальцев. Усложненные компьютерные игры могут дать небольшой бонус логике и кругозору, но воображение они не задействуют все равно.
В советское время взрослый не всегда мог понять суть детских игр, ведь кубик, например, мог означать и дом, и указатель на импровизированной (невидимой взрослому) дороге, и полицейского. А мог быть столом, горой, хлебом – да чем угодно. Воображение ребенка работало на максимуме.
Зачем нужно развивать воображение, почему это так важно?
Воображение – двигатель интеллекта и самого важного аспекта человеческого мышления – творчества.
Воображение позволяет человеку создавать новые уникальные вещи. Без воображения недоступен прогресс! Без воображения нет тяги и способности к научным открытиям в любых сферах, от агротехники до освоения космоса.
Как и почему работала фантазия советских детей
Фантазия советских детей работала так активно, что могла наделить любой предмет громадным функционалом. За неимением игрушек мальчишки играли в стрелялки веточками, воображая в руке пистолет, девчонки ходили в "магазин" с пачкой листьев вместо денег.
Выросшие на примитивных игрушках подростки конструировали сложные модели самолетов, проектировали тандемы, придумывали устройства для облегчения бытовых задач.
Что теперь?
Казалось бы, сейчас игровой материал для детей настолько приближен к реальной жизни, что игра становится практически обучающим занятием: куклы и машины умеют даже двигаться, что уже говорить про интерактивные игры, компьютеры и телефоны.
И это плохо. Все дело в том, что за неимением четких образов воображение ребенка вынуждено работать усиленно. Схематичные предметы не сдерживают полет фантазии, позволяя наложить на примитивную форму совершенно любые черты.
Согласитесь, сложно взять фигурку Халка и договориться с друзьями по игре, что это будет гараж. А вот кубик может быть кем угодно.
Современные гаджеты предлагают детям готовый сюжет игры и готовых персонажей – зачем ребенку думать и фантазировать, если все уже сделано за него? Вот он и не напрягается.
А даже если бы и захотел, то как? Мозг человека устроен так: в четком образе он видит конкретный объект. Воображение включается лишь тогда, когда объект схематичен.
Примечательно, что в последнее время многие педагоги и родители вновь обратили внимание на схематичные простенькие советские игрушки и дают их детям вместо современных суперигр.
Словом, дайте ребенку кубики и вы удивитесь, как он умеет фантазировать!
Самая популярная статья из прошлых публикаций этого канала также посвящена детям: Сейчас дети этого по большей части не умеют: 5 вещей, которые советский ребенок должен был уметь делать к году