Найти в Дзене
Bike Like Swede

На велосипеде на работу - за и против

Оглавление
Автомобильные пробки скоро уйдут в прошлое. Обычный вечер в Стокгольме теперь выглядит так.
Автомобильные пробки скоро уйдут в прошлое. Обычный вечер в Стокгольме теперь выглядит так.

Примечание от автора: это моя вторая попытка опубликовать эту статью и начать делиться собственным велосипедным опытом. Первый опыт в ЖЖ оказался неудачным: живой журнал блокирует новых авторов в поиске, поэтому эта статья, выпущенная первого января 2018 года, имеет настоящий дебют здесь, в Дзене. Приятного чтения!

Я начинаю писать эту серию статей поздней осенью, когда листва почти полностью опала с деревьев и по ночам температура опускается до +1. Позади мой первый велосезон, где я провёл 85 часов в седле и проехал 1400км. За окном воет ветер, а в коридоре ждут быть распакованными зимние велосипедные ботинки и велоштаны. А это значит, что сезон ещё не закончен.

Этот сезон довольно глубоко поменял мои представления о расстояниях, о передвижении на работу, о спорте и погоде. Ещё в марте я называл безумцем одного из коллег, который взялся приехать на мероприятие в 40 километрах от города на велосипеде. Уже в сентябре я частично повторил его же маршрут сам, в качестве тренировки выходного дня. Неоднозначно воспринимал истории о людях, которые в любую погоду садятся на велосипед и едут 10 километров на работу, ведь для этого существует тёплая машина с подогревом сидений и руля. А теперь я стал одним из этих "безумцев" и хотел бы поделиться с читателями впечатлениями о такого рода стиле жизни, с его плюсами и минусами.

-2

Почему я выбрал велосипед для поездок на работу

Начнём с того, что на расстояниях до 15 километров велосипед часто оказывается самым быстрым способом передвижения, выигрывая у общественного транспорта и автомобилей. Велосипед это ещё и самый дешёвый вид транспорта, ежегодное обслуживание станет лишь малой долей расходов в сравнении со стоимостью проезда в общественном транспорте или тем более с заоблачной стоимостью владения автомобилем.

Мой велосипедный маршрут на работу составляет 9км, которые я проезжаю за 20-25 минут, с учётом всех светофоров. Поездка на общественном транспорте, в зависимости от удачности попадания в расписание, загруженности транспорта и расположения звёзд на небе, занимает от 35 минут до 1 часа, в среднем 40 минут. И это включает в себя увлекательный опыт, состоящий из утромбовываний боков соседями, прогулок по холоду, "дегустаций" различных запахов... Ах да, за весь этот увлекательный опыт нужно платить ещё и 6 евро в день, поэтому велосипед не только быстр, но и удобен для моего маршрута.

Но есть и многие другие причины использовать велосипед в качестве средства транспортировки, вот некоторые из них:

  • Пересев на велосипед люди начинают намного реже болеть, хотя статистически это выражается в 9% снижении, на практике отсутствие контакта с большим количеством простуженных людей действительно помогает пережить межсезонья без страха простудиться. Объясняется это тажке тем, что тренировки в кардио зоне стимулируют иммунитет к достижению своего максимума [Краснов В.И - Кросс кантри: спортивная подготовка велосипедистов].
  • Регулярные физические нагрузки способствуют развитию физической силы и здоровья, особенно сердечно-сосудистой системы. По сути дела, это инвестирование в своё же долголетие, совмещение приятного с полезным.
  • Ускорение обмена веществ способствует нормализации веса тела. За полгода катания я сбросил 6 килограмм и мой индекс массы тела вернулся в норму. 
  • Кроме того, ускоренный обмен веществ при регулярной физической нагрузке приводит к лучшему питанию всех органов и головного мозга. Кроме вопроса долголетия, можно забыть также об утренней вялости на работе и хронической гипоксии, потому что кислородом по пути на работу вы надышитесь с запасом :) 
  • Нормализация сна и уровня усталости. Как у многих других в наше время, моя работа по большей части сидячая и проходит за компьютером. Из-за этого к концу дня происходит перекос в распределении сил - мозгу требуется отдых, а тело ещё не успело устать. Из-за этого нарушается сон и появляется желание ещё что-нибудь поделать вечером, что чаще всего опять же нагружает мозг, а не тело. С велосипедом вы будете уставать равномерно и день будет по-настоящему завершённым.
  • Больше не придётся мёрзнуть. Велосипедная жизнь создает достаточно странную ситуацию, когда вы не можете ответить окружающим, телпо или холодно на улице. Вам всегда очень тепло, даже если на улице минус. Забудьте о тех днях, когда каждый выход на улицу ассоциировался с покиданием комфортных температур, вам теперь всегда будет тепло :)
  • Велосипед позволяет полноценно расслабиться и сменить контекст. Очень многие люди забирают "работу на дом", но не в буквальном смысле. После окончания рабочего дня очень важно расслабиться и сменить сферу деятельности, и именно велосипед становится идеальным шагом по переходу в другое состояние, и оставляет работу на работе.
  • Социализация и новые благоприятные круги общения. Начав ездить на велосипеде на работу вы вступаете в клуб молодых энергичных людей, которые делятся своими поездками в социальных сетях для спортсменов и заряжают жизнью и оптимизмом. Сомневаетесь? Прочитайте истории москвичей, которые пересели на велосипед для поездок на работу.

В какой-то момент мне стало морально тяжело представить себе, что на работу придётся брать автобус, а не велосипед. При наличии правильной экипировки, на велосипеде комфортнее и приятнее. А ведь раньше для меня всё было с точностью до наоборот. Общественный транспорт ассоциируется у меня с неудобством, медлительностью, простуженными людьми и плохими запахами, пешими прогулками по холоду. И речь идёт о стокгольмской сети общественного транспорта, которую объективно можно назвать во многом образцовой.

Обратная сторона медали

Есть и объективные недостатки, когда выбираешь велосипед. Некоторые из них решаются выбором правильной экипировки, другие же невозможно решить без улучшения инфраструктуры вашего города. Судите сами:

  • Если велоинфраструктура не налажена, то вам придётся делить проезжую часть с водителями авто. Или прыгать по бордюрам, повезёт если есть хотя бы автобусная полоса. Моя первая попытка трёхлетней давности проехать 3км на работу на велосипеде в одном из украинских городов закончилась пробитой шиной уже на втором бордюре. После этого случая я так и продолжил ездить эту смехотворную дистанцию на авто и стоять в пробках, какой позор, но всё же рано или поздно здравый смысл победил.
  • Требуется исправный велосипед. Куда уж без него! За ним придётся более тщательно и чаще следить из-за более частого использования, но велосипедная надежность всё ещё существует в природе, поэтому смазка цепи раз в 150-200км и ТО раз в ~1500км, что не так уж и часто.
  • Требуются начальные вложения, хотя бы звонок, набор фар и отражателей, в идеале специальная велоодежда, о ней поговорим в следующих статьях. Не говоря уже об обязательном наличии шлема, это даже не обсуждается, есть реальные примеры где шлем выручал от тяжелых травм головы в ДТП на улицах города.
  • Если ездить в повседневной одежде, то есть риск запачкать одежду. Если есть желание ездить на работу в джинсах (кстати те же Levi's делают специальные джинсы для велосипедистов), то начните с поездок по хорошей сухой погоде. Это лучше чем никак. Одежду также можно запачкать велосипедной цепью, об этом стоит позаботиться.
  • Если ездить в специальной одежде, то риск запачкаться пропадает, но при этом необходимо держать сменную одежду на работе, переодически её меняя. Недавно перешёл в эту категорию райдеров и очень доволен своим выбором.
  • Если ездить в специальной одежде, то каждая поездка сопровождается процессом переодевания, в моём случае это занимает не более 5 минут. По приезду домой велоодежду необходимо стирать, это ещё 5 минут.
  • Велосипед нужно где-то хранить. Кому-то везёт и велосипед можно заносить в офис. Кому-то приходится оставлять железного коня на улице в рабочее время. С хорошим замком это не должно быть проблемой.
Велосипед как предмет офисного интерьера.
Велосипед как предмет офисного интерьера.

Честно говоря, так и не смог придумать больше недостатков. Все, кроме первого, мне кажутся несущественными, хотя понимаю, что кого-то и они могут отпугнуть. Читая этот текст мне самому кажется сложным менять одежду или стирать каждый вечер 30 минут в спорт режиме, но когда дело касается реальной жизни - это не создаёт каких-либо существенных трудностей. У вас всегда есть выбор каким образом начать ездить, все эти шаги со сменой одежды необязательны, а на коротких дистанциях до 5км в этом нет необходимости.

Выводы

Плюсы определённо перевешивают минусы. Не стоит пугаться, вдаваться в крайности, нужно просто взять и попробовать приехать на работу на велосипеде. В дальнейших статьях я расскажу как это стало частью моей повседневной жизни.