Найти в Дзене

«От Вас крупное имя и дело останется», — сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову.

Человек необыкновенной скромности, он никогда не красовался, а много и увлеченно работал. Ежедневно вставал в 6 утра. Летом купался или гулял, зимой работал в кабинете. Каждый день хотя бы на полчаса заходил в галерею и уже в 9 утра , к приходу работников, уже был в конторе. Павел Третьяков вырос в семье потомственных купцов, Прадед – Елисей Мартынович Третьяков – был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. Павел Михайлович получил прекрасное домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело — сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Отец оставил сыновьям несколько лавок в Китай-городе, где торговали всем : от мануфактуры до дров. Оставил он три жилых дома и Якиманские бани. Братья Третьяковы вели дела весьма успешно. В торговле они сосредоточились на текст

Портрет Павла Третьякова кисти И.Е.Репина.
Портрет Павла Третьякова кисти И.Е.Репина.

Человек необыкновенной скромности, он никогда не красовался, а много и увлеченно работал. Ежедневно вставал в 6 утра. Летом купался или гулял, зимой работал в кабинете. Каждый день хотя бы на полчаса заходил в галерею и уже в 9 утра , к приходу работников, уже был в конторе.

Павел Третьяков вырос в семье потомственных купцов, Прадед – Елисей Мартынович Третьяков – был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года.

Павел Михайлович получил прекрасное домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело — сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Отец оставил сыновьям несколько лавок в Китай-городе, где торговали всем : от мануфактуры до дров. Оставил он три жилых дома и Якиманские бани.

Братья Третьяковы вели дела весьма успешно. В торговле они сосредоточились на текстиле. Продавали одежду, столовое и пастельное бельё, ткани.

1 января 1860 года был открыт Торговый дом Товарищества "П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин". Контора Торгового дома располагалась в доме Третьяковых, в Толмачах, а главный магазин - на Ильинке, где в то время располагались наиболее известные и крупные фирмы

Павел и Сергей это братья Третьяковы, а Владимир Коншин - бывший приказчик фирмы, ставшим мужем одной из сестёр Третьяковых и компаньоном.

Мужем другой сестры - Софии был архитектор Александр Каминский.

Войдя в семью Третьяковых он сделался в ней как бы «домашним» архитектором.

Он построил особняк на Пречистенке для Сергея Михайловича Третьякова, затем совершил масштабную переделку дома зятя Третьяковых — В.Д. Коншина. Благодаря этим работам зодчий приобрел известность среди московских купцов и других знакомых семейства Третьяковых. Впоследствии он работал для Боткиных, Морозовых, Лопатиных, Охотниковых.

Своим дочерям Павел Михайлович дал прекрасное домашнее образование. Они прекрасно говорили на немецком и французском языках, играли на фортепьяно. Отправил бы Павел Михайлович своих сыновей в гимназию? Не известно. Старший сын родился умственно отсталым, а младший в восемь лет умер от скарлатины.

Компаньоны братья Третьяковы и Владимир Коншин основали льняную мануфактуру, которая с течением времени стала крупнейшим льняным производством. Выпускали около 7 000 000 метров ткани в год.

Третьяков занимался несколькими видами предпринимательства. Получал доходы от доходным домов, выпускал ткани, владел сетью магазинов, а также управлял Московским коммерческим банком.

Около тридцати лет Павел Михайлович был членом попечительского совета училища для глухонемых . Он решал огромное количество вопросов , касающихся училища, как хозяйственных , так и воспитательных и даже присутствовал на экзаменах.

Здание училища также было построено на деньги Третьякова архитектором Каминским.

В знак признательности домовая церковь училища была освещена в честь его небесного покровителя - Павла.

Невозможно рассказывая о Павле Третьякове не упомянуть о его брате Сергее. Ведь кроме того, что с детства они были очень дружны, потом совместно занимались коммерцией, да и коллекцию собирали вместе.

С начала 1860-х годов он активно включился в общественную жизнь Москвы, занимая последовательно должности гласного Московской городской думы (1863), старшины московского купечества (1864—1866), члена состава директоров Русского музыкального общества Дважды — в 1877 и 1881 годах — Сергей Третьяков избирался городским головой!

Павел Третьяков начал задумываться о создании галереи ещё тогда, когда

у него было три десятка полотен и передать её городу.

Сергей оставил по завещанию свою половину дома в Лаврушинском переулке, свою коллекцию живописи и 100 000 рублей на создание городской картинной галереи.

После этого Павел Михайлович не мог медлить и оформил передачу города галереи и собрания живописи, куда вошли его картины и картины брата. Чтобы избежать чествований после передачи галереи города уехал за границу.

За годы жизни он передал московскому купеческому обществу более миллиона рублей. Поддерживал школы, храмы, учреждал стипендии, давал деньги на экспедиции Миклухо - Маклая.

Недалеко от галереи он купил участок, на котором распорядился в своём завещании выстроить дом для вдов и сирот художников.

Павел Михайлович оставил 400 000 рублей на устройство в Москве приюта для слабоумных Старший сын Третьякова родился слабоумным и до 40 лет прожил под присмотром. Приют был построен по последнему слову техники и рассчитан на 380 человек.

Жена одного художника вспоминала:

" По центральной улице обгоняют простые сани. лошадь простенькая.. Однако, все встречные, на породистых лошадях , обгоняя, почтительно раскланиваются. Посмотрели. Павел Третьяков едет."

Благодарю за уделенное время. Надеюсь, Вам было интересно.

Буду рада видеть Вас снова.