В X веке удмурты располагались на очень большом пространстве на берегах Камы и Вятки. В это время родовой строй у удмуртов всё больше разлагался. Об этом процессе и становления классового феодального общества свидетельствуют данные археологии и удмуртского фольклора.
Многие «кары» (городища), изученные различными археологами, (например, Донды-кар, Сабанчи-кар и др.), наглядно рисуют жизнь и хозяйственный быт народов Прикамья в период возникновения элементов феодализма.
В городищах найдены многочисленные кости диких и домашних животных, наконечники стрел, лемеха, горбуши, серпы, жернова, зерна ржи, овса и ячменя, куски руды, шлаки, части ткацкого станка, тканей и пр. Все эти предметы свидетельствуют о ведущей в то время роли сельского хозяйства. Большое значение имела охота. Возросла роль ремесла.
Большинство удмуртских каров (городищ) Х-ХIII в.в. связано с именами племенных вождей, выделившихся из старейшин рода. Так, например, известный по археологическим и фольклорным данным Дон- ды-батыр был, по-видимому, основателем целой семьи племенных правителей. В его владении находилось два значительных поселения — Донды-кар и Донды-гурт. С подвластного ему населения он брал дань и заставлял выполнять различные работы в его хозяйстве.
Предание о городище Узя-кар рисует ту же картину уклада - господство и подчинения в период становления феодальных отношений.
Однако, никаких чётких, завершённых форм феодализма у удмуртов не сформировалось. Этому помешало завоевание территории камско-волжскими болгарами, а позднее татаро-монголами.
Государство болгар образовалось около VIIв, нашей эры внизу р. Камы. Они сначала были скотоводами-кочевниками, потом перешли к земледелию. Занимались ремеслом и торговлей и развили у себя довольно высокую материальную и духовную культуру.
Торговые связи болгар на юге, через хазар, простирались до Арабского халифата, а на севере в сферу торгового и культурного влияния болгар входили различные народы Прикамья, в том числе и удмурты. На последнее указывают найденные в древних удмуртских городищах болгарского происхождения кольца, серьги и т.д.
Удмурты были данниками болгар. В одной песне, записанной в деревне Четкер Вавожского района, говорится, что удмурты терпели от болгар много притеснений.
В середине XIII века народы Восточной Европы подверглись нашествию татаро-монголов из Азии. В 1236 году татаро-монголы разгромили Камско-Болгарское царство, подчинили своей власти жителей Поволжья, а затем, пользуясь раздробленностью враждовавших между собой русских княжеств, завоевали и Русь.
В Восточной Европе, Закавказье, Средней Азии и установилось кровавое иго татаро-монгольских, захватчиков. В числе должников татар были и удмурты.
Татарам были подвластны лишь удмурты, населявшие нижнюю часть современной Удмуртии. В покорённой части татары сформировали «Арскую даругу». Татары, властвовавшие над южными удмуртами, именовались «арскими князьями», т. е., владеющими арами – удмуртами.
Сохранившиеся немногочисленные документы и дошедшие до нас удмуртские народные предания рассказывают об исключительно тяжёлой судьбе и унижениях, которые испытывали удмурты под правлением татарских князей и ханов. Они не только собирали дань с удмуртского населения, но и принижали честь и достоинство, заставляя их подставлять свою спину, когда мурза садился на лошадь.
Это иго не только давило, оно оскорбляло, иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой.
В 1391 году золотоордынский хан Тохтамыш снарядил на Вятку сильный отряд во главе с царевичем Бекбутом. Одна часть татар, учинив опустошительный погром поселенцам этой земли, захватив их имущество и пленных, вернулась в Золотую Орду, а другая часть и некоторые арские князья, участвующие в походе, осели на этой территории. Они жили в селении Карино, что в 19 километрах от р. Чепцы, и стали именоваться «каринскими князьями».
К этому же времени относится появление в правобережье р. Вятки новгородских ушкуйников. Это были временные пришельцы, совершавшие, военные набеги на татар. С начала XV века прибытие русского народа на эту землю значительно возрастает.
Вятская земля номинально считалась вотчиной московских князей, но фактически правители её вели самостоятельную жизнь. Купцы и бояре выбирали земского воеводу и не признавали никакой другой власти.
После продолжительного сопротивления, в 1489 году при Иване III случилась заключительная ликвидация удельной обособленности Вятской земли и соединение с Москвой.
С ликвидацией удельной «вольности» Вятская земля усиленно стала заселяться русскими. Она управлялась великокняжескими наместниками и служилыми людьми, которые жили за счёт сборов с населения, не получая жалования от государства. Они злоупотребляли своими правами, чинили большие убытки и волокиты государству и населению.
После взятия Казани (1552 г.) к Руси были присоединены и удмурты, бывшие под властью орды. Только участию русского народа удмурты были освобождены от татар.
Так, удмурты вскоре были призваны Иваном IV на Ливонскую войну (1558-1583 г. г.) и, наряду с русскими воинами, принимали участие в ней.
В 1588 году царь Фёдор Иванович особой грамотой освободил верхочелецких удмуртов от подчинения татарским князьям и обособил их от русского населения при платеже податей и выполнении различных натуральных повинностей, но наложил на них при этом довольно значительный денежный оброк (в сумме 500 рублей в год).
В царской грамоте было заявлено, что эта сумма берётся «за всё про всё». Однако, уже довольно скоро московское правительство стало увеличивать эту оброчную сумму, и к 1629 г. она достигла 845 рублей в год.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Я надеюсь, что она оказалась увлекательна, интересна и полезна для вас, дорогой читатель.
Буду вам признательна за ее рекомендацию вашим знакомым, возможно им будет интересно.
Ставьте лайки и подписываетесь на канал. До скорого...