Давным давно на любом рейсе «Аэрофлота» перед взлетом и посадкой стюардессы разносили по салону леденцы на большом подносе. Как сейчас помню: один скромно брал одну сосульку, другой «сгребал» десяток. Впрочем, конфет хватало всем. Нынче авиакомпаний в Россию (и по России) летает много, но кормят (даже конфетами) далеко не все…
Разнообразие меню на борту самолета определяется тремя основными факторами. Первый — дальность (продолжительность) полета. На коротких рейсах (менее одного-двух часов) вам в лучшем случае предложат пампушку, стаканчик сока или минеральной воды, на трансконтинентальных питание может быть двухразовым. Второй фактор — статус компании-перевозчика. Лоукостеры могут вообще не кормить пассажиров, некоторые крупные авиакомпании предлагают пассажирам выбор блюд. Третий фактор — наличие программы дополнительного питания. Заказать чипсы и шоколадку на 3-5 евро в некоторых случаях можно заказать прямо во время полета. Некоторые авиаперевозчики предлагают выбрать еду заранее на своем сайте.
Вообще-то, кормить пассажиров или нет, выбирает сама авиакомпания. В России, по крайней мере, нет закона, обязывающего ее делать это. Скорее, наоборот, в статье 98 Федеральных авиационных правил говорится следующее:
«питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».
Чтобы узнать, будут ли вас кормить на борту за те деньги, которые вы потратили на билет, или дополнительно (спецпитание за деньги), зайдите на сайт авиакомпании и ознакомьтесь с информацией в соответствующем разделе. Помните: у каждой авиакомпании — свои правила. И российские перевозчики по этому показателю к числу лучших не относятся.
Исходя из собственного опыта авиаперелетов, предположу, что худший по качеству и количеству предоставляемого питания перевозчик в России - «Победа». Эта авиакомпания, оправдываясь дешевизной билетов, пассажиров не кормит вовсе. Это касается как коротких рейсов, так и полетов на дальние расстояния: по России или за границу — не важно. Самое большое, на что вы можете рассчитывать, - стаканчик воды (если сами попросите). Некоторые другие лоукостеры предоставляют питание - но за деньги.
«Уральские авиалинии» вроде не позиционируют себя в качестве лоукостера. И, тем не менее, в перелетах продолжительностью до 2-3 часов не кормят вовсе, до 4-х часов — ограничиваются легкими закусками. Как рассказывают «очевидцы», перелеты из Жуковского в Европу вообще не обеспечиваются питанием. Хотя до Рима, как вы сами понимаете, - путь не длинный. Чтобы не тратить время попусту в ожидании питания, проверьте его статус на сайте авиакомпании. Если мы не правы, опровергните.
В «России» (дочерняя компания «Аэрофлота»), базирующейся в петербургском «Пулково», выбор блюд ограничивается снэком (перелеты до двух-трех часов) или сэндвичем (перелеты от двух-трех часов), горячим чаем, кофе и минеральной водой. Ранее, летая из Санкт-Петербурга в Прагу, Ниццу или, например, Дюссельдорф, вы могли рассчитывать на сок или «Колу». Сейчас этого нет. Более того, рассчитывая на то, что наши граждане не могут отличить снэк от сэндвича, в «среднедальних» полетах иногда авиакомпания ограничивается только снэком (пассажиры даже придумали для этого блюда специальный хэштег - #двепеченьки). Мы об этом слышали, хотя сами с таким не сталкивались…
S7 на рейсах менее трех часов, как и «Россия», предлагает холодную закуску (сэндвич) и напиток. Преимуществом перед той же «Россией» является то, что перелет длительностью более трех часов предполагает раздачу горячего питания. А еще у S7 есть соки — два на выбор (просите оба, не откажут).
Кстати, те, кто ругает «Россию» или S7, видимо, ни разу не летали рейсами British Airlines. Перелет из Москвы до Лондона не близкий, между тем, «бритиши» ограничиваются булочкой, 10-миллилитровым молочным пакетиком и какой-то приторной печенюхой.
«Аэрофлот» на рейсах в Европу (например, Москва — Мюнхен) бесплатно кормит один раз, предлагая традиционный выбор типа «рыба-курица» (иногда бывают котлетки и даже тушеная баранина). Мнения пассажиров - примерно поровну между восторгом и сожалением. Некоторые граждане ругают «полусырой» или, наоборот, переваренный гарнир и засохшее печенье. В большинстве комментариев, что мы видели пишут: « Да не, ребята, все нормально»!
Компания Swiss при перелете из Москвы в Цюрих предлагает достаточно скромный завтрак (продолжительность — около 3,5 часов). В него входят: омлет с овощами, молочная каша, ветчина, сыр плюс традиционные шоколадки Swiss. Из питья — чай, кофе, соки, вода.
Голландский KLM тоже не очень щедр, хотя на европейских линиях кормит дважды — один раз с закуской и горячими напитками (соками/водой), а второй — милым десертом (кексиком). Интересная деталь: в KLM невостребованное питание, видимо, не сохраняют — пройдут еще раз по салону, предлагая добавки. А еще на «королевских авиалиниях» предлагают вино...
С удовольствием послушаем ваш «летный» опыт. Пишите в комментариях о том, что мы упустили.