В последнее время в книгах мир всё чаще и чаще приходится спасать девушкам. Я обратила на это внимание, читая подростковую фэнтези (так уж получается, что именно этот поджанр я часто читаю, выборка для статьи - случайная, что читала, о том и говорю). Что это, дань моде? Убеждения автора? Или просто отражение изменившейся реальности?
Пожалуй, открыть перечень сильных и независимых героинь я предоставлю, пусть и не суперсовременной, Гермионе Грейнджер ("Гарри Поттер", Д. Роулинг). Умная и одаренная волшебница, отважная подруга ГГ всегда отличалась независимыми суждениями и не пасовала перед большинством. И свой вклад в победу над злом, несомненно, внесла. Здесь же можно отметить и Джинни Уизли, тоже яркую и сильную личность.
О Сойке-пересмешнице, Китнисс Эвердин ("Голодные игры", С. Коллинз) не слышал только ленивый. Лично мне гораздо больше нравится Китнисс в исполнении Дженнифер Лоуренс, чем книжная. Жесткая Китнисс, охотница Китнисс после смерти отца, по сути, становится главной защитницей семьи. Чтобы их защитить, она должна выжить, и выживает, попутно становясь знаменем революции. В вопросе, что же в этой истории чем замаскировано - история любви восстанием против тирана или наоборот, я так и не разобраралсь, всякий раз мне казалось по-разному. Но люди за Китнисс пойти в любом случае готовы.
Вернемся в родные пенаты - в серии "Дарители" Екатерины Соболь основные женские персонажи не центральные, однако все они по-своему сильные и независимые: Агата и Роза, королева и даже Джоанна. Каждая устраивает своеобразный бунт против общества, которое считает, что долг женщины - быть красивой и уметь себя подать, и хватит на этом. Все героини получают право жить так, как они хотят и заниматься любимым делом. В книгах Екатерины эта мысль проводится очень четко.
Серия "По ту сторону реки" М. Козинаки и С. Авдюхиной начинается как классическая романтическая история для девочек - в центре сюжета четыре разные героини, и у каждой возникают какие-то сердечные терзания. Но позже книга "взрослеет", в ней много внимания уделяется именно женской магии и женскому взгляду на мир (не в ущерб мужскому, во всем важная гармония). Колдуны и колдуньи не уступают друг другу в силах и влиянии, важно именно мастерство. Серия ещё не завершилась, и неизвестно, кто сыграет главную роль в спасении всех и вся, но думается, что тут всем хватит дел, и девочкам, и мальчикам, и никакой дискриминации не будет.
Серия Кристель Дабо "Сквозь зеркала" тоже ещё не завершена. Главная героиня, Офелия, поначалу кажется куклой в чужих руках, неуклюжая, втянутая в чужие интриги. Но затем она собирает в кулак природный пытливый ум и смелость и с головой окунается в происходящее. Да, Торн тоже играет большую роль в сюжете, но движет сюжет своими порой непредсказуемыми поступками именно Офелия. Скорее всего, именно она будет предпринимать финальные решительные действия.
Это далеко не все возможные примеры, но даже из них видно, что девушки перестали быть просто красивым обрамлением фэнтези-героя. Они, как минимум, помощницы и всё чаще сами берутся за спасение мира и близких. Они могут себе позволить быть неидеальными, умными, сильными, странными - такими, какими хотят. Не думаю, что здесь можно говорить просто о моде, книги отражают реальность, в которой женщины берут всё больше ответственности на свои плечи. Но знаете, хотелось бы видеть в книгах и кино (а также в жизни) и ярких, сильных, умных героев-мужчин (хотя, может, они есть, а я просто не то читаю?), а то Гарри и Арагорн уже устали за всех отдуваться. Во всем важная гармония.