Электронная коммерция в России развивается стремительными темпами. Ежегодный рост экономики в этом сегменте составляет по некоторым оценкам до 20% в год.
Тем не менее, вместо поддержки этого сектора экономики, способного приносить российскому бюджету миллиарды долларов в год, государство почему-то считает необходимым его ограничить всеми возможными способами.
В настоящее время российские интернет-компании успешно конкурируют с гигантами мировой IT-индустрии: россияне по-прежнему чаще пользуются ВКонтакте, чем Facebook, не отказываются от Яндекса в пользу Google, и оформляют подписки не только Netflix, но ivi. Но вместо, например, предоставления налоговых преференций и снижения административной нагрузки на IT-бизнес, государство доначисляет НДС на доходы, полученные компаниями от продажи игрокам виртуальных доспехов (привет, дело Mail.ru и налог на Google), и вводит понятие «значимого информационного ресурса».
Депутат Антон Горелкин, член фракции Единой России и член комитета по информационной политике, 26 июля 2019 года внёс в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных».
Суть предлагаемых поправок заключается в следующем: информационная система/сайт/программа, которая собирает персональные данные российских пользователей (то есть нас с Вами, уважаемые читатели) может быть признана значимым информационным ресурсом. Признавать ее таковой будет Роскомнадзор на основании оценки количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации и «ожидаемого эффекта для развития в Российской Федерации информационной и коммуникационной инфраструктуры, технологий обработки данных». Какие последствия это повлечёт для ресурса?
Основным владельцем такого ресурса сможет выступать только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации. При этом доля иностранного участия в российском юридическом лице ограничивается 20 процентами голосующих акций. В случае нарушения этого требования запрещается реклама этого ресурса и его услуг, а также реклама на таком ресурсе.
Так причём здесь Яндекс?
Автор законопроекта заявил, что в список значимых информационных ресурсов войдут такие компании как Яндекс (100 % акций российского ООО «Яндекс» принадлежат Yandex N.V., зарегистрированной в Нидерландах и размещающей свои акции на американской бирже) и Мэйл.Ру (здесь, конечно, уважаемый депутат ошибся, большинство акционеров компании — россияне).
На фоне новостей о законопроекте акции Яндекса рухнули на 15 %. Бизнес мгновенно заявил о неприемлемости данных мер и выразил надежду на сотрудничество государства с бизнесом при дальнейшей разработке законопроекта.
И действительно, в октябре 2019 года Правительство предложило ряд существенных изменений в законопроект, в частности, ограничив долю участия 50 процентами минус одна акция и указало на необходимость разработки четких критериев отнесению информационного ресурса к значимому.
Тем не менее, очевидно, что доработки носят лишь корректирующий характер, а основная линия государства заключается в ограничениях, запретах и всевозможных препятствиях для IT-индустрии.
И вроде цель благая — защитить наши с вами персональные данные, но почему-то на фоне таких новостей уже не вызывает удивление постоянно растущая эмиграция талантливых российских программистов за рубеж и уход такого бизнеса из России.