Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ AMAkids

Кто должен говорить с ребёнком о деньгах?

Ребёнок попросил в подарок вертолёт на радиоуправлении. Не сюрприз, что он теперь пылится в шкафу. На Новый год заказал Деду Морозу телефон, как у одноклассника Феди из богатой семьи. На следующий день рождения пришлось дарить еще один телефон, ведь «в рекламе говорили, что он водонепроницаем». Как потом оказалось – это была другая реклама.

Дети – большие выдумщики и хорошие манипуляторы. И вместо потакания их прихотям, эти качества нужно переводить в правильное русло. Без разъяснений юный мечтатель не поймет, что подарки не берутся из воздуха, а родители так и будут бояться разочаровать его.

Отсутствие разговоров о деньгах в кругу семьи грозит ребенку проблемами в будущем и зависимым поведением. Важно не только научить детей обеспечивать себя, но и привить умение ценить вещи и быть благодарным. А еще – не бояться денег и страшных слов, с ними связанных.

-2

В одной российской школе младшеклассников спросили, что такое «финансы», дают ли родители им личные деньги и как они их тратят. Ученики по-разному, но целом верно дали определение «деньгам», но не знали слова «бюджет». Многим детям взрослые выделяют только небольшую сумму на обед или не дают вовсе. А те счастливчики, которые получают «карманные» каждую неделю, тратят их на разные пустяки, и только каждый шестой пытается копить.

На вопрос, как бы школьники потратили полученные из ниоткуда 15 000 рублей, большая часть ответила: на новый телефон, одежду, игрушки, подарки близким; купили собаку или улетели туда, где нет школы. И лишь единицы упомянули благотворительность или поделились идеей «создать свой бизнес».

Результаты анкетирования не означают, что нужно сразу воспитывать финансистов. Важнее объяснить, что деньги можно не только тратить.

-3

Более 70% процентов российских семей не разговаривают с детьми о финансах – такова статистика. В школах финансовую грамотность ввели только в 2016 году и как спецкурс. Причём учителя не считают этот курс обязательным, перекладывая решение на родителей. Эксперты Минфина, вводя программу, тем не менее рекомендовали мамам и папам начинать такие разговоры еще в дошкольном возрасте.

Дети действительно окружены деньгами с самого малого: в их телефонах море игр со встроенными покупками, они делают заказы в интернете, даже имеют свои кредитки. Но они не знают:

· как работает банковская карта и каковы условия тарифа;

· что такое налоги, как и зачем их платить;

· из чего складывается зарплата и как можно заработать самим;

· почему глупо брать микрокредиты и чем опасна жизнь взаймы;

· что такое вклады, валюта, кешбэк, ипотека, процентные ставки;

· зачем делать сбережения.

К сожалению, даже многие взрослые затрудняются здесь с ответами. Исследование 2015-го года показало, что финансово подкованы лишь 38% россиян. В развитых странах этот показатель намного выше, ведь дисциплины о деньгах введены для школьников уже давно. В Китае этому учат на уроках математики, в Великобритании есть специальный курс для учащихся от 7 до 14 лет, а во Франции даже ввели экзамен по финансовой грамотности для студентов. Пока российским учащимся такой предмет не сделали обязательным, родителям нужно взять образовательную миссию на себя.

-4

Начинать «деловые» беседы можно, когда ребёнок уже научился считать, понимает ценность банкнот и монет, просит о покупке конкретных вещей и может объяснить, зачем они ему. Обычно это происходит в 5-7 лет.

Прежде всего, распишите ваш доход и основные траты, чтобы ребёнок видел, что на игрушки остаётся не так много. Расскажите малышу о наличных и безналичных платежах. Разрешайте оплачивать покупки на кассе. Ходите в магазин со списком и не берите ничего лишнего. Можно поручить ведение учёта расходов семьи по одной статье (походы в кино или сколько мороженого вы съедаете в месяц), заполнять квитанции или оплачивать интернет и мобильную связь. Пусть маленький бухгалтер даже получает небольшое вознаграждение за это.

Поощрять желание работать можно по-разному, но лучше не платить детям за оценки и помощь по дому. Мотивация в учёбе, спорте, творчестве не должна быть корыстной. А быт – это часть повседневной жизни.

Выделяйте ребёнку карманные деньги не на конкретные цели, а чтобы учить обращаться с ними.

· Не давайте много – ориентируйтесь на сумму, с которой готовы «расставаться» каждый раз: дети часто теряют свои вещи.

· Не мотивируйте и не наказывайте изменением суммы.

· Оговорите правила (на что нельзя тратить), но не контролируйте расходы.

· Пусть разные мелочи у кассы или ручки-ластики теперь покупает себе сам.

Навык ценить деньги приходит постепенно, поэтому так важно прививать его с детства. Говорить о материальном вовсе не стыдно: чтобы не разочароваться в жизни, нельзя прятаться от неприятных или сложных тем. А для того, чтобы воспитать мышление успешного человека и укоренить хорошие привычки, нужны время и регулярная тренировка.

-5