Найти в Дзене
LoC around

Разработчик хочет уйти в собственный стартап

Обыкновенная история. Но не самая простая. Как правило, разработчики создают свой бизнес, уже имея в голове несколько сногсшибательных идей. Которые, внимание, они уже начали воплощать в жизнь на предыдущем месте работы. С места в карьер никто не прыгает. Незаконное использование софта, исключительные права на которые принадлежат работодателю, может стоить нерадивым предпринимателям денег. Как минимум. Ведь есть еще статья 146 Уголовного кодекса, которая запрещает действия, направленные на присвоение авторства (плагиат). Статья будет работать в том случае, если действия нарушителей причинят крупный ущерб автору или иному правообладателю. Сразу оговоримся: что такое крупный ущерб закон не говорит. Но на эту тему в далеком 2007 были даны разъяснения Верховного суда: «суды при его [крупного ущерба] установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела. Например, Зачастую разработчики нарушают закон, сами того не подозревая. Потому что бытует заблуждение: я – автор софта
Оглавление

Обыкновенная история. Но не самая простая.

Как правило, разработчики создают свой бизнес, уже имея в голове несколько сногсшибательных идей. Которые, внимание, они уже начали воплощать в жизнь на предыдущем месте работы. С места в карьер никто не прыгает.

Незаконное использование софта, исключительные права на которые принадлежат работодателю, может стоить нерадивым предпринимателям денег. Как минимум. Ведь есть еще статья 146 Уголовного кодекса, которая запрещает действия, направленные на присвоение авторства (плагиат). Статья будет работать в том случае, если действия нарушителей причинят крупный ущерб автору или иному правообладателю.

Сразу оговоримся: что такое крупный ущерб закон не говорит. Но на эту тему в далеком 2007 были даны разъяснения Верховного суда: «суды при его [крупного ущерба] установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела. Например,

  • из наличия и размера реального ущерба,
  • размера упущенной выгоды,
  • размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Зачастую разработчики нарушают закон, сами того не подозревая. Потому что бытует заблуждение: я – автор софта, а значит, обладатель прав на него.

Когда речь идет о разработке ПО, ситуация складывается обратная. В должностные обязанности разработчика, как правило, входят проектирование, разработка и тестирование программного обеспечения.

По общему правилу исключительные права на весь софт автоматически переходят работодателю. А созданное ПО в виде исходного кода признается служебным произведением.

Закон говорит: исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Поэтому первое, что должен сделать разработчик перед тем, как уйти – проанализировать, какие документы он подписывал в период работы.

На что нужно обратить внимание в первую очередь:

  • трудовой договор и все дополнительные соглашения к нему,
  • должностная инструкция работника,
  • соглашение о распределении исключительных прав на результаты труда.

Также нужно проанализировать, каким образом ведется учет разработок. Например, в компании может действовать регламент по электронному документообороту, описывающий порядок постановки служебных задач по электронной почте или через CRM.

Если выяснится, что все разработки оформлялись как служебное произведение, уйти и забрать с собой исходные коды не получится. Придется проводить мозговой штурм во имя рождения новых идей.

Конечно же, любая ситуация имеет свои нюансы. Поэтому при наличии сомнений – обращайтесь к профессионалам. Они помогут.

А вдруг права на исходный коды все-таки принадлежат вам?