Комикс “Притворяться — значит лгать” в 2007 году выиграл главный приз на Международном фестивале комиксов в Ангулеме. Автор — бельгийская художница Доминик Гобле — уже успела завоевать определенную международную репутацию благодаря своим оригинальным работам. Однако российский читатель ничего об этом не знает, так как “Притворяться — значит лгать” — первый и единственный комикс Гобле, переведенный на русский язык (в издательстве “Бумкнига”).
О чем? “Фишкой” Доминик Гобле являются автобиографические романы, в которых она с хладнокровностью хирурга препарирует свое прошлое. “Притворяться — значит лгать” — как раз такой автобиографический (или притворяющийся таковым?) комикс о предающих мужчинах и о той боли, которую они принесли в жизнь молодой женщины. Сначала Никскё, уменьшительное от “Доминик”, не повезло с пьющим и безответственным отцом, а потом — с ненадежным молодым человеком, неспособным прекратить предыдущие отношения. Удивительно, что две главы комикса были написаны Гобле в соавторстве с этим самым молодым человеком, ставшим ее постоянным партнером по жизни. Комикс как метод авто-психотерапии, да еще и семейной? Что-то в этом есть.
Что понравилось? Очень красивое издание с восхитительным рисунком в смешанной технике! Если верить предисловию, то книга писалась-рисовалась более 10 лет. За это время изменились и сама автор, и ее стиль. В отличие от “Габи Маркеса”, в “Притворяться — значит лгать” игры с рисунком не вызывают вопросы, так как понятны и уместны. Особенно мне понравилась первая глава, где Доминик знакомит читателя со своим непутевым отцом и ее новой спутницей Сесиль. Примитивный по форме, но очень психологически выверенный и тонкий рисунок на желтоватых пятнах масляной краски! Несмотря на то, что лица схематичны, а тела “огуречны”, возникает такое ощущение, что если бы я встретила отца Доминик на улице, то обязательно узнала его. Экспериментальность и психологичность — эпитеты, при помощи которых рисунки Доминик Гобле описывают чаще всего.
Что не понравилось? Сейчас проявлю чудовищное отсутствие эмпатии, но история меня не слишком тронула. Возможно, потому что она мне неблизка. Плюс несколько раздражало то, что автор как будто оправдывает свои более поздние проблемы несчастливым детством, пьющим отцом и неуравновешенной матерью. На мой взгляд, идея, что все психологические проблемы родом из детства, несколько заезжена.
Интересно. В мае 2019 года Доминик Гобле приезжала в Россию и встречалась с потенциальными читателями своего романа во Французском институте в Санкт-Петербурге. Однако это не был первый приезда автора в нашу страну. В 2015 году со скандалом была закрыта выставка в музее Набокова, на которой Д. Гобле вместе с К. Пфайффером представили совместный проект-комикс “Plus si entente”, об одинокой женщине, в поисках любви обратившейся к сайтам знакомств. Содержание работ вызвало недовольство у СПбГУ, в ведомстве которого находится музей. Причиной для недовольства стало больше количество обнаженных тел обоего пола, к тому же взаимодействующих. Сначала авторов попросили убрать “неприличные” рисунки, но те подошли к проблеме творчески и прикрыли срамные места трусами, вырезанными из бумаги. СПбГУ не оценили находчивость художников, — и выставка была закрыта через несколько дней после открытия. Что именно напугало российских чиновников от образования, можно посмотреть тут https://www.fremok.org/site.php?type=P&id=284.