17 октября в Новосибирской школе покончила с собой 15-летняя девочка. Резонанс пока довольно скромный, что неудивительно. Ведь всё, что известно, сводится к простому перечню фактов: девочка была в классе новенькая, отпросилась в туалет во время урока, нашли её на перемене. Когда приехала скорая, девочка была уже мертва. По предварительным данным речь идёт о самоубийстве.
Девочка. Или в 15 лет уже говорят "девушка"? 10 класс, казалось бы, вся жизнь впереди. И возникает вопрос. О чём сейчас думают подростки в 15 лет? О чём мы все думали - в 15 лет? Безусловно, в таком чувствительном возрасте значительную роль играет окружение и среда, в которой подросток вращается. Я думала о судьбах человечества, повсеместной несправедливости и вообще боролась с ветряными мельницами. В общем, была скучным подростком. Но очевидно, что большая часть молодых людей и девушек думает о менее высоких материях. И неизвестно, что сильнее и незаметнее может подтолкнуть к катастрофе.
Что подросток в этом возрасте знает о смерти? Как воспринимает её? Естественно, он уже понимает, что это такое, даже если не сталкивался с ней лично (смерть близких, знакомых, родных). Это уже не эфемерное "умру - накажу маму", какое бывает у детей, без осознания точки невозврата. Это превращается в "умру - они поймут". Вспоминаются строчки песни If I Die Young :
"A penny for my thoughts, oh no I'll sell them for a dollar
They're worth so much more after I'm a goner
And maybe then you'll hear the words I been singing
Funny when you're dead how people start listening"
"Грош за мои мысли - нет, теперь я продам их дороже,
Ведь они стали ценнее, стоило мне умереть.
Может быть, тогда вы услышите, о чём я пел.
Забавно: стоит тебе умереть, как все начинают слушать..."
В этом дело. Больше всего подростки хотят быть услышанными. И иногда единственный способ заявить о себе, привлечь к себе внимание - столь радикален. Для подростка продолжения уже не будет. Резонансом накроет остальных. Резонансом страшного вопроса "почему?".
Подростки страшные люди. Страшные - и лучшие. Они постоянно думают, постоянно всё ставят под сомнение и совершенно ничего не боятся. Общество относится к ним с пренебрежением и насмешкой. Мол, вырастут, перебесятся, поумнеют. В этом ошибка. Подростков считают глупыми. А зря. То, что витает в юных умах, человеку более взрослому в голову уже не придёт. Меняется взгляд на жизнь, некоторая неустроенность примелькается, с ней уже не хочется бороться, а несправедливость, вроде бы, оказывается не такой уж вопиющей. Со многим приходится мириться, просто потому что так проще. Жить хоть как-то. Подростки в на это "хоть как-то" не согласны - ещё не согласны.
В итоге проявляется этот пресловутый "юношеский максимализм", когда мир делится на чёрное и белое. Меня всегда поражало то, как такая простая полярная конструкция удивительным образом сочетается с крайне сложной внутренней организацией, которую носят в себе многие подростки. Они болезненно переживают период снятия розовых очков. Именно в этот период они как никогда нуждаются в помощи. Только за этой помощью обращаются немногие. Единицы её получают. Юношеская гордость.
Я ни в коем случае не идеализирую подростков. Попытки третьей стороны разобраться в этой внутренней организации они обычно воспринимают крайне агрессивно. Даже (в первую очередь?) если они думают, как я уже говорила, о материях возвышенных.
Этот случай всколыхнул много воспоминаний. Я бы хотела узнать и, возможно, попытаться понять. Что было в мыслях той девочки? Подросток и взрослый человек могут оборвать свою жизнь по принципиально разным причинам.
Самоубийцы обычно оставляют предсмертные записки. Но не в таком возрасте. Для подростка сама смерть - это и есть их главная, самая значимая записка их жизни.
Давайте слушать. Давайте прислушиваться. Может настать момент, когда ты захочешь услышать - но тебе уже ничего не скажут.
Ведь тишина громче любого крика.