“UFO Abduction” (Инопланетное похищение) (1989). Давайте начнем с главного. А главное здесь – не сюжет. Фильм был снят за один день. После нескольких недель репетиций, но все равно – за один день. Общий бюджет составил шесть с половиной тысяч долларов, собранных режиссером по друзьям и родственникам. В результате его работа оказалась тем самым фильмом, который сторонники теории о «серых заговорах» распространяли на самопальных видеокассетах в качестве лучшего и ЕДИНСТВЕННОГО «пруфа», доказывающего, что гости из космоса на самом деле бывали на территории современных Штатов. Просто обрезав титры, выдав художественный фильм за документальную съемку. Тепло? Горячо!
«Документальный» в данном случае слово крайне важное. Потому что перед нами ничто иное как яркий образец found footage-хоррора. Снятый, на минуточку, за десять лет до всем известной «Ведьмы», которая стала главным популяризатором этого, нынче модного направления в ужасах.
Фактически «Инопланетное похищение» стало вторым по счету псевдодокументальным «жутиком» за всю историю кинематографа, ведь хорошо знающий истоки современных трендов хоррора зритель прекрасно осведомлен о том, что номером один была история о твари из «Богги Крик». НО. Есть важные отличия. Та лента была подана как документальная. И повествовала она о бесчинствах очередного йети. Эта же снята «от первого лица». Типичный пример того, как «мы увидели страшное, невиданное и невыразимое, сняли это, а потом умерли, но власти нашли пленку с нашей записью». Отсюда же и начальные титры, рассказывающие о том, что в течение двадцати одного года, начиная с 1948-го, правительство США тщательно исследовало каждый случай свидетельства о контакте с инопланетным разумом, протоколируя все отчеты в проекте под названием «Голубая книга».
Позже проект стал достоянием общественности, и главным свидетельством о посещении гостей из далеких галактик нашей многострадальной Земли стала имена эта пленка.
Нортвудс, штат Коннектикут, дело №77. Восьмое октября 1983 года. Один из трех братьев дружной семьи Ван Хесс снимает на видеокамеру пятый по счету день рождения своей племянницы. Девочка задувает свечи на праздничном торте, после чего во всем доме гаснет свет. Молодые люди выходят наружу, чтобы разобраться с генератором – и видят странные голубоватые огни, некое свечение, идущее из глухого леса, в окружении которого стоит их дом. Что это? Любопытство сгубило кошку. Они видят причину, а «причина» видит их. Трое гуманоидов. Ван Хессы бросаются обратно, запирают двери и окна, рассказывают остальным, что видели нечто жуткое в чащобе, берут в руки ружья. Они прекрасно понимают, что скоро кое-кто постучится в дверь. Так и происходит.
Сняв этот фильм на голом энтузиазме, Дин Алиото позже получил предложение сделать римейк. И сделал его. Но боссы киностудии, наплевав на мнение режиссера, выдали второе по счету «Похищение» в качестве НАСТОЯЩЕЙ документалки. Опять люди смотрели и верили в то, что показанное им по ТВ – реальность. После этого в рамках жанра мистер Алиото не работал. Из кино не ушел, был и режиссером, и продюсером, и актером, но никаких особых высот не достиг. В истории осталась только его дебютная работа. И по праву.
Она хороша не только за счет того, что была ПЕРВОЙ. Ну, почти первой. Чувство реализма зашкаливает. Если хотя бы на минуту забыть об истории создании фильма, можно с легкостью поверить в то, что это обыкновенное home video. Только с инопланетянами. А почему нет? Снимают же люди – совершенно случайно – падение метеорита. Когда-то нечто подобное должно было случиться и с большеглазыми уродцами, проделавшими долгий-долгий путь, чтобы встретиться с нами – и уничтожить нас.
7/10