Найти тему
Полюстрово

"И тебе как друзья семафоры тянут руки..." Почему были изменены показания семафоров

В настоящее время только железнодорожники и любители железнодорожного транспорта знают что такое семафорная сигнализация и как выглядят железнодорожные семафоры. Знают, что семафор - это высокая стойка с двумя крыльями. Горизонтальное положение одного крыла означает сигнал "Стой!", то есть запрет проезжать данный семафор. Крылья, одно или два, поднятые под углом 135 градусов, разрешают движение.

Поезд принимается на главный путь станции
Поезд принимается на главный путь станции

Семафоры были введены в обращение ещё в XIX веке. Но тогда их показания были другими. Крылья не поднимались вверх, а опускались вниз, располагались под углом 45 градусов.

Почему же было изменено положение крыла при разрешающем показании семафора?

Привод крыла состоял из металлических тросов или жёстких рычагов. Рабочее положение крыла было между горизонталью и углом в 45 градусов к земле. Если происходит обрыв привода, крыло стремится упасть, то есть дать ложное разрешающее показание. Если участок пути, ограждаемый данным семафором, будет занят подвижным составом, может произойти крушение.

Поэтому и решили изменить положение крыла. Теперь в случае обрыва троса или рычага, крыло принимает горизонтальное, то есть запрещающее положение. На график движения поездов это, конечно, сказывается, но от крушения спасает.

Подобный принцип сохраняется и сейчас при светофорной сигнализации. В Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации указано, что при возникновении неисправности светофор обязан принимать запрещающее показание.

******************

Современные семафоры имеют два крыла. Одно крыло, поднятое вверх, то есть под углом в 135 градусов, означает движение по прямому пути; два крыла, поднятых под углом в 135 градусов, разрешает движение на боковой путь станции.

Но изначально, при введении семафорной сигнализации, количество крыльев могло быть значительно больше. Ибо крылья определяли путь, на который принимается поезд. Опущено одно крыло - значит поезд принимается на первый путь станции; опущено три - поезд принимается на третий путь.

Такая система сигнализации была неудобной - машинисту при приближении к семафору нужно было считать количество опущенных крыльев. По большому счёту, она была и не нужно. Ведь для машиниста главным было определить: поезд едет прямо или на боковой путь. В первом случае можно было держать установленную скорость, во втором следовало скорость снизить. Поэтому и оставили только два крыла.

И в завершении даю ссылку на песню, где упоминаются семафоры:

http://sovmusic.ru/download.php?fname=machinis