Найти тему
Европейский диалог

Скоро мир накроет антиэлитный шторм ...

Активный сторонник Брекзита Борис Джонсон стал новым премьер-министром Великобритании, альянс Маттео Сальвини удвоил количество мест на выборах в Европарламент, а у Дональда Трампа есть все шансы на переизбрание. В такой коньюнктуре не удивительно, что популизм захватил умы исследователей: в научной базе Web of Science за последние 5 лет было опубликовано 2765 работ по этой теме, что в 1,5 раза больше, чем за все предыдущие 30 лет. Однако Кас Мудде, легенда в исследованиях популизма, призываетученое сообщество не обезумевши фокусироваться на росте популистских партий и движений, а видеть за этим полную картину. По мнению исследователя, сейчас происходит ряд важных изменений, а недавние выборы в Европарламент дают этому свежие подтверждения.

НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ

Партии уходят все дальше от центра: левые становятся левее, правые становятся правее. На выборах в Европарламент Центристская правая «Европейская народная партия» и умеренно левые «Социалисты и демократы» потеряли больше, чем какие-либо другие группы. Это худший результат для ЕНП с 1989 года, а для Социалистов с 1979. Главные же победители гонки — популисты и зеленые.

Партийная система стала более раздробленной. Это значит, что в парламентах Европы теперь заседает больше партий, а их размер уменьшился. Немногие партийные системы по-прежнему имеют одну или тем более две партии, которые получают более трети голосов. Так, впервые с 1979 года две главные партии не имеют большинства в Европарламенте.

Растет волатильность избирателей, причем не только внутри идеологических блоков. По результатам опросов, 15-30% не знали, за кого будут голосовать на выборах в Европарламент. Но что важнее, среди тех, у кого были избирательные предпочтения, 70% заявляли, что могут изменить свой выбор. То есть накануне выборов было 97 миллионов человек неопределившихся. Избиратели были готовы даже перепрыгнуть на другой конец идеологического спектра: в Дании, Франции и Германии, к примеру, 6-7% электоральной базы мейнстримных партий подумывали голосовать за антиевропейские партии, а 6% антиевропейских избирателей по всей Европе подумывали перейти к мейнстриму. Мэттью Гудвин и Роджер Итуэлл показывают в своей новой книге, что партии больше не могут рассчитывать на лояльный электорат, поэтому каждые выборы приносят сюрпризы и открывают новые имена.

Все это показывает, что происходит трансформация европейской партийной политики. Отдельных проявлений идущих трендов только за последний год набралось немало:

— На фоне коррупционного скандала в Чехии прошел самый крупный митинг с 1989 года;

— «Желтые жилеты» обвалили рейтинг Эммануэля Макрона;

— Зеленые в Германии впервые в истории обогнали правящий блок, а выборы в Европарламент показали, что это не просто национальный тренд;

— Шведская школьница Грета Тунберг разожгла массовое движение в защиту экологии;

— Явка на выборах в Европарламент побила рекорд последних 20 лет.

— Отдельный кейс — это Украина. Там мирным путем произошла радикальная трансформация партийной системы.

В России тоже слышны отголоски глобальной трансформации: к примеру, активизировались популистские технологии со стороны власти, а в обществе растут протестные настроения. Даже если шторм еще не грянул, в будущем с его траектории нам все равно не уйти.

ИЩЕМ, КУДА ДЕРЖАТЬ КУРС

Эти масштабные перемены пугают, так как непонятны их последствия, в том числе, выживет ли демократия в том виде, какой мы ее знаем в Европе. Мейнстримные партии и институты ЕС пытаются бороться с тревожащими симптомами, заигрывая с популистской повесткой и вводя механизмы прямого участия граждан, но чтобы пережить шторм, нужно прежде всего понять, куда держать курс. Необходимо понять причины перемен и куда они ведут, чтобы эффективно на них ответить. Для этого мы запустили новый спецпроект «Антиэлитный шторм».

Интервью

Мы берем интервью с ведущими экспертами. В июне мы поговорили с Шоном Хенли, профессором Университетского колледжа Лондона, о протестах в Чехии, о том, могут ли новые партии выжить в реальной политике и о том, полезны ли антиэлитные движения для будущего демократии в регионе. В интервью с Анной Декальчук, европеистом и академической руководительницей образовательной программы «Политология и мировая политика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, обсудили, почему страны-члены Евросоюза назначают на главные посты невзрачных еврофилов без образа будущего в эпоху, когда избиратели требуют перемен. А Луи Веренга, научный сотрудник университета Тарту и эксперт по крайне правым популистам, рассказал, в чем аналитическая ценность развала первой поствоенной коалиции популистов в Западной Европе — «Лиги» и «Движения пяти звёзд» в Италии.

Обзоры книг

Мы делаем обзоры новых зарубежных книг. Наш последний обзор на книгу Каса Мудде «Ультраправые сегодня». Книга выйдет только в ноябре, но мы уже рассказываем ее основные тезисы. Мудде показывает, как из нерукопожатных ультраправые превратились в норму, чем «четвертая волна» отличается от всего того, что было в прошлом, и как либеральная демократия может спастись. Также мы писали о книге Мэттью Гудвина и Роджера Итуэлла «Национал-популизм: Восстание против либеральной демократии». Книга вышла год назад, ее нет в переводе на русский, но в зарубежных университетах ее уже используют как обязательное чтение на классах про правые партии и популизм. Авторы показывают, что успех правых радикалов — это не результат заблуждений старых белых мужчин, а последствие долгосрочных изменений в обществе.

Аналитика

Также мы публикуем аналитические статьи. По итогам выборов в Европарламент магистрантка Тартуского университета Таисия Шенцева написала о парадоксальных последствиях успеха антиевропейских партий, политизации ЕС и проснувшихся избирателях.

Агрегатор

И мы советуем, что почитать. От нас вы узнаете о споре Ивана Крастева и Шона Хенли, преподавателя Лондонского университета, о статье Андрея Калмыкова о том, как угроза слома привычного общественного устройства заставила почти два десятка американских миллиардеров попросить брать с них больше налогов, или о статистическом доказательстве Питера К. Эннса и Джонатана П. Шульдта, что негативные последствия расистской риторики перевешивают любые возможные электоральные выигрыши. Также мы делаем тематические подборки. Новая подборка о том, почему голосуют за популистов: дело в экономике или культуре, кто голосует за популистов, что, на самом деле, волнует избирателей и всегда ли работает противостояние системе.