Найти тему

Как превратить неудачу в успех?

Оглавление

Вы хотели бы допускать в жизни меньше ошибок? Это вопрос с подвохом. На него не существует правильного ответа. Для того чтобы объяснить почему необходимо взглянуть на проблему немного шире. И разобраться что вообще такое ошибка, а что такое успех. Но чтобы это сделать нам немного недостает терминологии. Попытаюсь объяснить на примере.

В русском языке есть слово "хрупкий". А какое, по вашему мнению, слово является противоположным ему по значению? Большинство людей скажут: твердый, прочный или неуязвимый. Но это не до конца верно. "Хрупкий" означает что при воздействии на предмет достаточной нагрузки он разрушается или ухудшается. "Твердый" означает в той же ситуации что предмет не получает ущерба. Но как назвать предмет, который не только не разрушается при воздействии, но и улучшает свои свойства?

Антихрупкость

Такое название этому понятию дал известный ливанский мыслитель, писатель и трейдер Нассим Талеб. Таким свойством, например, обладают кости. Если вы сломали какую либо кость в своем теле, после того как она заново срастется, вы никогда не сможете сломать её следующий раз в том же месте. В этом месте она станет толще и прочнее. Или взять хотя бы мышцы человека, при воздействии нагрузок в них возникают микротравмы, что приводит к их росту.

Нассим Талеб
Нассим Талеб

Если теперь задать вопрос: хотели бы вы допускать меньше ошибок? он прозвучит совсем по другому. Становиться понятно, что ошибки неизбежны и даже необходимы. Более того именно ошибки становятся для нас благодатной почвой для развития. Теперь необходимо понять как стать "антихрупким" и научиться превращать неудачи в успех.

Медицина и Авиация

Британский журналист, писатель и телеведущий Мэтью Сайед в своей книге "Принцип «черного ящика»" дает интересное сравнение этих двух областей и показывает как отличается в них подход и отношение к ошибкам.

Авиация является одним из самых безопасных видов транспорта, и с каждым годом количество авиакатастроф на миллион полетов неуклонно снижается, однако так было не всегда.

-3

Когда в начале 20-го века в воздух поднялись первые летательные аппараты воздушный транспорт был наверное самым опасным способом перемещения. Несовершенство технологии, ошибки пилотов, сложные погодные условия и прочие факторы окружали этот вид транспорта просто-таки минным полем из ошибок, которые подвергают опасности жизни экипажей. Но огромный коммерческий потенциал этой технологии и угроза массовых смертей должны были заставить что-то с этим сделать.

-4

В итоге в авиации сформировалась своя культура отношения к ошибкам. После каждой происходящей авиакатастрофы проводилось тщательное расследование, целью которого было найти не"козла отпущения", которого можно было бы во всем обвинить, а обнаружить истинную причину допущенной ошибки и сформировать правило, которое позволит избежать этого и спасти жизни людей в будущем.

Пилот проверяет чек-лист перед полетом
Пилот проверяет чек-лист перед полетом

Звучит банально. Учиться на своих ошибках - это уже своего рода клише. Но если бы все было так просто, то не было бы такого разительного отличия в подходах к ошибкам в двух настолько влияющих на сохранение жизни областях как медицина и авиация.

В медицине все устроено иначе. В отличие от авиации, в медицине если пациент умер или получил осложнения не очевидно была ли допущена врачем ошибка или он сделал все что было в его силах или имела место быть неэффективность системы. Врач несет ответственность и проводится расследование только в том случае если пациент или родственники пациента подали иск. Во всех остальных ситуациях история оканчивается словами врача:

У нас возникли проблемы. Их невозможно было предсказать. Иногда такое бывает. Мы не знаем почему. Мы сделали все от нас зависящее, но ничто не сработало. Это редчайший случай. Мне очень жаль.
-6

И дело здесь вовсе не в злонамеренности или некомпетентности конкретных специалистов (прим. и я хочу это подчеркнуть. Считаю необходимым отметить, что врачи и мед. персонал это герои, которые ежедневно спасают наши жизни. Пример взят из книги где разбираются ситуации в западной медицине с достойным уровнем финансирования и оплаты труда, у нас не решены даже эти проблемы), а в сформировавшейся культуре отношениях к успехам или неудачам. Воспринимаем ли мы ошибку как проблему, которая грозит нашему авторитету или ценную возможность научиться чему-то новому, что в будущем спасет жизни людей.

Это сложная мысль и её сложно донести без конкретных примеров, поэтому более подробно вы можете ознакомиться с ней в книге Метью Сайеда "Черный Ящик".

Дорожное движение и средневековье

Резюме данной статьи я могу дать в виде следующего примера. Представьте что вы руководите дорожным движением и ваша цель сократить количества смертей на дорогах до нуля. Представьте также что сейчас никаких правил нет. Нет знаков, дорожной разметки, светофоров и даже разделения на встречное и попутное движение. Есть только дороги и все ездят как хотят. Очевидно что такая ситуация приведет к огромному количеству ДТП. Наказывать водителей в таких обстоятельствах просто бессмысленно. Статистику это коренным образом не изменит.

-7

Необходимо вводить правила. Даже введение простого правила, что движение необходимо производить по правой стороне сократит наверное вполовину количество происшествий. Введение последующих правил сократит их на 90%. Но и этого будет недостаточно. Далее необходимо проводить наблюдение, измерение и фиксацию типовых аварий, выявлять истинные причины и формировать изменения в правилах, инфраструктуре и конструкции автомобилей которые позволят еще больше сократить количество ДТП.

Даже сегодня в России ежегодно на дорогах погибает больше человек чем на войне в Украине за все время боевых действий! Однако мы не обсуждаем каким образом нужно менять дорожную инфраструктуру чтобы спасти россиян, которые погибают на территории России.

-8

Измерения, фиксация, формирование правил и чек-листов, сравнительный анализ и прочие приемы свойственные научному подходу - это то что необходимо нам чтобы выбраться из средневековья. Эпоху средневековья отличал догматичный подход к суждениям. Взгляды в рамках такой парадигмы имеют произвольный характер не подкрепленный реальными измеримыми фактами.

-9

Такой подход встречается повсеместно и сегодня. Человек чтобы оправдать свои неудачи склонен винить в этом обстоятельства, считать что кому-то все дается легче или считать что с ним что-то не так. Руководитель считает что невозможность развиваться или проблемы в бизнесе связаны со "спецификой" этого бизнеса или кризисом. А в стране у нас все не так потому что "у нас особый путь" и "вы же понимаете в какой стране мы живем".