Вы хотели бы допускать в жизни меньше ошибок? Это вопрос с подвохом. На него не существует правильного ответа. Для того чтобы объяснить почему необходимо взглянуть на проблему немного шире. И разобраться что вообще такое ошибка, а что такое успех. Но чтобы это сделать нам немного недостает терминологии. Попытаюсь объяснить на примере.
В русском языке есть слово "хрупкий". А какое, по вашему мнению, слово является противоположным ему по значению? Большинство людей скажут: твердый, прочный или неуязвимый. Но это не до конца верно. "Хрупкий" означает что при воздействии на предмет достаточной нагрузки он разрушается или ухудшается. "Твердый" означает в той же ситуации что предмет не получает ущерба. Но как назвать предмет, который не только не разрушается при воздействии, но и улучшает свои свойства?
Антихрупкость
Такое название этому понятию дал известный ливанский мыслитель, писатель и трейдер Нассим Талеб. Таким свойством, например, обладают кости. Если вы сломали какую либо кость в своем теле, после того как она заново срастется, вы никогда не сможете сломать её следующий раз в том же месте. В этом месте она станет толще и прочнее. Или взять хотя бы мышцы человека, при воздействии нагрузок в них возникают микротравмы, что приводит к их росту.
Если теперь задать вопрос: хотели бы вы допускать меньше ошибок? он прозвучит совсем по другому. Становиться понятно, что ошибки неизбежны и даже необходимы. Более того именно ошибки становятся для нас благодатной почвой для развития. Теперь необходимо понять как стать "антихрупким" и научиться превращать неудачи в успех.
Медицина и Авиация
Британский журналист, писатель и телеведущий Мэтью Сайед в своей книге "Принцип «черного ящика»" дает интересное сравнение этих двух областей и показывает как отличается в них подход и отношение к ошибкам.
Авиация является одним из самых безопасных видов транспорта, и с каждым годом количество авиакатастроф на миллион полетов неуклонно снижается, однако так было не всегда.
Когда в начале 20-го века в воздух поднялись первые летательные аппараты воздушный транспорт был наверное самым опасным способом перемещения. Несовершенство технологии, ошибки пилотов, сложные погодные условия и прочие факторы окружали этот вид транспорта просто-таки минным полем из ошибок, которые подвергают опасности жизни экипажей. Но огромный коммерческий потенциал этой технологии и угроза массовых смертей должны были заставить что-то с этим сделать.
В итоге в авиации сформировалась своя культура отношения к ошибкам. После каждой происходящей авиакатастрофы проводилось тщательное расследование, целью которого было найти не"козла отпущения", которого можно было бы во всем обвинить, а обнаружить истинную причину допущенной ошибки и сформировать правило, которое позволит избежать этого и спасти жизни людей в будущем.
Звучит банально. Учиться на своих ошибках - это уже своего рода клише. Но если бы все было так просто, то не было бы такого разительного отличия в подходах к ошибкам в двух настолько влияющих на сохранение жизни областях как медицина и авиация.
В медицине все устроено иначе. В отличие от авиации, в медицине если пациент умер или получил осложнения не очевидно была ли допущена врачем ошибка или он сделал все что было в его силах или имела место быть неэффективность системы. Врач несет ответственность и проводится расследование только в том случае если пациент или родственники пациента подали иск. Во всех остальных ситуациях история оканчивается словами врача:
У нас возникли проблемы. Их невозможно было предсказать. Иногда такое бывает. Мы не знаем почему. Мы сделали все от нас зависящее, но ничто не сработало. Это редчайший случай. Мне очень жаль.
И дело здесь вовсе не в злонамеренности или некомпетентности конкретных специалистов (прим. и я хочу это подчеркнуть. Считаю необходимым отметить, что врачи и мед. персонал это герои, которые ежедневно спасают наши жизни. Пример взят из книги где разбираются ситуации в западной медицине с достойным уровнем финансирования и оплаты труда, у нас не решены даже эти проблемы), а в сформировавшейся культуре отношениях к успехам или неудачам. Воспринимаем ли мы ошибку как проблему, которая грозит нашему авторитету или ценную возможность научиться чему-то новому, что в будущем спасет жизни людей.
Это сложная мысль и её сложно донести без конкретных примеров, поэтому более подробно вы можете ознакомиться с ней в книге Метью Сайеда "Черный Ящик".
Дорожное движение и средневековье
Резюме данной статьи я могу дать в виде следующего примера. Представьте что вы руководите дорожным движением и ваша цель сократить количества смертей на дорогах до нуля. Представьте также что сейчас никаких правил нет. Нет знаков, дорожной разметки, светофоров и даже разделения на встречное и попутное движение. Есть только дороги и все ездят как хотят. Очевидно что такая ситуация приведет к огромному количеству ДТП. Наказывать водителей в таких обстоятельствах просто бессмысленно. Статистику это коренным образом не изменит.
Необходимо вводить правила. Даже введение простого правила, что движение необходимо производить по правой стороне сократит наверное вполовину количество происшествий. Введение последующих правил сократит их на 90%. Но и этого будет недостаточно. Далее необходимо проводить наблюдение, измерение и фиксацию типовых аварий, выявлять истинные причины и формировать изменения в правилах, инфраструктуре и конструкции автомобилей которые позволят еще больше сократить количество ДТП.
Даже сегодня в России ежегодно на дорогах погибает больше человек чем на войне в Украине за все время боевых действий! Однако мы не обсуждаем каким образом нужно менять дорожную инфраструктуру чтобы спасти россиян, которые погибают на территории России.
Измерения, фиксация, формирование правил и чек-листов, сравнительный анализ и прочие приемы свойственные научному подходу - это то что необходимо нам чтобы выбраться из средневековья. Эпоху средневековья отличал догматичный подход к суждениям. Взгляды в рамках такой парадигмы имеют произвольный характер не подкрепленный реальными измеримыми фактами.
Такой подход встречается повсеместно и сегодня. Человек чтобы оправдать свои неудачи склонен винить в этом обстоятельства, считать что кому-то все дается легче или считать что с ним что-то не так. Руководитель считает что невозможность развиваться или проблемы в бизнесе связаны со "спецификой" этого бизнеса или кризисом. А в стране у нас все не так потому что "у нас особый путь" и "вы же понимаете в какой стране мы живем".