Автор: Дмитрий (PlanA)
Мне хотелось бы послушать как можно больше акустических систем, ведь разные концепции порой дают абсолютно разное звучание. Акустика - это всегда интересно, это всегда драйв и целый ворох неожиданностей.
Про те самые, "древние" колонки от JBL я много читал на просторах Интернета. Встречал много красивых отзывов, пламенных речей и горьких слёз со стороны тех, кто в сотый раз так щемяще жаловался на то, что вот раньше умели, а теперь не могут: только фиговые листки в тренде.
Окончательно попробовать послушать колонки от JBL меня сподвигли ролики японца Kenji Hosoi, возглавляющего компанию Kenrick Sound, которая занимается восстановлением и усовершенствованием колонок JBL классических серий. Его ролики на youtube впечатляли меня крупностью звука, отменным разрешением и ярким характером, который демонстрировали его колонки. Да и чего уж тут умалчивать: внешний вид JBL тоже производил какое-то чарующее впечатление. Красивыми и стильными эти классические, профессиональные колонки назвать сложно, но синие тумбочки с надписями "JBL" определенно имеют способность к гипнотизированию. Проверено лично! Да и 15-дюймовый динамик - это всегда сексуально. :) Будем до конца честны.
Что же делать? Заказывать колонки из Японии и везти в Россию? От одной этой мысли как-то страшно становилось на душе: а вдруг тумбочки приедут вместо колонок? Что если самое важное сломают, порежут, разбомбят?
Но волей случая мне удалось найти местных Kenrick Sound в Москве. Столичные умельцы могут с высочайшим качеством и точностью воспроизвести те самые легендарные колонки. Корпуса изготовляются с нуля, а вот наполняются уже оригинальными решениями от JBL с рядом очевидных и проверенных временем улучшений.
В результате ко мне попали колонки в следующей конфигурации: НЧ - JBL 136A, СЧ - JBL 2425, ВЧ - JBL 2405H, кроссовер - N3133A. В этих колонках была также произведена полная пропайка всех соединений (припой Silver WBT 0825) и проверка всех деталей, были установлены новые MKP Polypropylene конденсаторы СЧ и ВЧ звеньев (Jantzen), реализована возможность пассивного биампинга, установлены новые входные терминалы, а проводка внутри была осуществлена при помощи кабеля Canare 4S11 (Japan).
С такой акустикой я прожил почти год. Система за это время постоянно улучшалась и колонки звучали всё лучше и лучше. Да, все мы знаем, что идеальных решений и идеальных акустических систем не существует. У одних свои прелести, у других - свои. Но JBL мне определенно понравились! Прошло немало времени и сегодня, наконец-то, я готов выразить свои впечатления от нашего совместного проживания (тем более, что на сегодняшний день эти колонки мною уже проданы).
Что же из себя представляют те самые JBL? Почему по ним до сих пор сходят с ума и гоняются за ними на вторичке? Для себя я смог ответить на этот вопрос. Достаточно было после того, как у меня появились JBL, послушать ещё пять разных современных колонок в бюджете от 400 тыс. до 1,5 миллиона рублей, чтобы понять, что JBL давали, пожалуй, лучший звук среди них. И в основном с приличным отрывом. Поэтому их текущая средняя цена в 300 тыс. рублей кажется просто подарочной.
Но перейдем к звуку. Он же важен в конце концов? Первое, на что обращаешь внимание, слушая JBL 4333, - это на потрясающую прозрачность и чистоту звучания колонок. JBL 4333 дают очень ровный звук с минимальным количеством мути. Если многие колонки других марок (особенно с динамическими драйверами) дают порой излишне переваренный звук, с ненужным количеством жира, свисающего по бокам и создающего то самое ощущение мути, то JBL 4333 всегда виделись мне этаким поджарым спортсменом. В их звучании всегда царила прозрачность, никаких лишних калорий, только предельно чистый звук: можно было разглядеть, как рёбра выпирали под кожей.
Пожалуйста, поймите меня правильно: под мутью в данном случае я имею в виду именно отсутствие прозрачности на какой-либо частоте. Часто понятие "жирного звука" ассоциируется с насыщенным, полновесным звучанием на середине, наполненным обертонами. Выше я говорил совсем не про это. Да, JBL - это профессиональные колонки. Их стоит в первую очередь называть честными, ровными. В их звучании, пожалуй, отсутствует привнесённая, дополнительная толика теплоты и густоты. Их звук формируется без применения какой-либо вкусной приправы, подсластителя или загустителя. Колонки пытаются оставаться до конца честными, но это никак не означает, что JBL 4333 - скучные, мертвые и немузыкальные. Нет, в правильной системе, с правильными компонентами они обязательно продемонстрируют свою музыкальность, пускай и не будут при этом слишком налегать на сладкое.
Подобная чистота звучания JBL достигалась еще и за счет правильного баланса: например, бас у колонок вёл себя не как школьник на пороге полового созревания, а уверенный в себе джентельмен. От JBL невозможно было услышать бубнения, размазанных низких частот и дискотечного разрыва перепонок, бас с ними звучал подробно, поджаро и при этом правильно: не было у него привычки вторгаться на территорию других частот и качать там права. Баланс - это наше всё. Подобное положение вещей и позволяло колонкам демонстрировать ту самую прозрачность, к которой очень быстро привыкаешь и без которой слишком быстро становится сложно обойтись, ведь теряется какой-то важный смысл.
Колонки демонстрировали и отменное разрешение. С ними можно было расслышать очень многое. Плюс этот среднечастотный рупор... Он немного магический. Он вёл себя словно лупа, увеличительное стекло: благодаря ему звучание каждого инструмента на сцене становилось более крупным. Грандиознее всего JBL играли у меня с однотактным ламповым усилением на высоковольтных лампах: ГМ-70 - хорошо, ГУ-48 - замечательно, ГМ-60 - феерично, ГМ-100 - монстрически! И чем крупнее лампа, и чем выше выходное напряжение, тем сильнее проявлял себя этот увеличительный эффект (вспоминается почему-то старый, добрый фильм "Дорогая, я увеличил ребёнка"). Ощущение было похожим на то, словно ты сидишь в двадцатом ряду концертного зала, а затем пересаживаешься на первый. Или словно ты слушаешь выступление какой-нибудь группы на улице: сначала откуда-то издалека и звук тебе кажется маленьким, неясным и размазанным, а потом протискиваешься между людьми, оттаптывая им ноги, ещё немного и встаешь рядом с самими громко визжащими фанатками в первом ряду, прямо перед музыкантами. И вот каждый инструмент звучит теперь крупнее, интенсивнее, а следовательно и намного подробнее. Барабанная стойка увеличивалась до реальных размеров, гитары завывали вживую уже в самой комнате, казалось, до них можно было дотянуться и потрогать. Всё это приводило и к бо'льшему проникновению в музыку, потому что она накрывала тебя с головой, а общее звучание становилось более реалистичным и живым.
Что ещё хочется отметить? JBL давали очень натуральное, естественное звучание. В то время как многие другие колонки отдают каким-то собственным окрасом, имеют металлический привкус или звучат так, словно обернуты в вуаль, которая делает звучание всех инструментов каким-то выхолощенно-неестественным, с JBL звучание всегда было живым, инструменты были гораздо более узнаваемыми и естественными. JBL обладали изрядной долей натуральности. С ламповым усилением и мультибитным ЦАПом они всегда звучали очень аналогово, натурально и вовлекающе.
JBL, помимо прочего, давали действительно крупный звук. Благодаря вот этому увеличению инструментов, о котором я писал выше, благодаря отменной динамике (вот-вот, про это ещё стоит обязательно упомянуть), благодаря открытости колонок, их звучание всегда было размашистым, большим и уверенным в себе. JBL 4333 - это определенно не колонки для фонового прослушивания и не для прослушивания на тихой громкости, когда ты располагаешься перед ними с бокалом вина после тяжелого рабочего дня и хочешь, чтобы они просто немножко помурлыкали, так по-доброму и милому, согрели тебя и главное играли тихонечко-сладенько. Нет, это не про JBL. Не просите их об этом, они обидятся. JBL больше нравится мощь концертного выступления, наполненный звуком каждый см комнаты для прослушивания, им нравится быть быстрыми, детальными и по-хорошему громкими! Я вас предупредил.
JBL давали и хорошую сцену. Пускай в высоту она была достаточно прозаичной (все-таки сами колонки совсем невысокие), зато отличалась отличной шириной и глубиной. Пожалуй, локализацию инструментов лучше могут демонстрировать многие современные колонки. Да, с ними этот эффект сильнее выражен, но не могу сказать, что меня этот недостаток очень сильно огорчал: всё-таки остальные преимущества всегда перевешивали.
Ну, вот... Написал много хвалебных слов. Ещё один очередной сладкий обзор про жгучие JBL. Пора заканчивать на этом? Ах, да... Недостатки. Про них ведь тоже стоит написать. Я попробую. Хотя для себя лично в этих колонках, исходя из их стоимости и форм-фактора, я отметил лишь один недостаток.
Некоторые любители музыки, которые приходили ко мне и слушали систему, отмечали, что им не хватало баса. Да, пресловутые 30 Hz JBL не особенно стремились воспроизводить, но эти люди, как правило, жаловались и на меньшее, чем им хотелось, количество мид-баса. Решил об этом упомянуть. И хотя я совсем не согласен с такой оценкой, выше я уже писал, что бас данных колонок как раз меня очень даже радовал, всегда найдутся люди с собственными критериями и предпочтениями. Количество баса - это тоже, пожалуй, один из самых субъективных критериев при оценке звучания аудио системы.
Я отметил выше и не самую лучшую локализацию инструментов, но, тем не менее, всё оставалось в рамках приличий.
Тогда что же я принял за самый главный недостаток этих колонок?Пожалуй, этот недостаток стал продолжением достоинств. К сожалению, в 20-и квадратных метрах на некоторой музыке (наиболее насыщенной или ярко записанной, на музыке с очень высоким динамическим диапазоном) JBL звучали излишне интенсивно для меня. Это приводило к тому, что слушать их становилось сложнее, сложнее было расслабиться и просто раствориться в музыке. Звук становился чуть менее комфортным, чем мне бы хотелось. Колонки звучали слишком пронзительно. В комнате была давным-давно произведена акустическая звукоизоляция, при этом JBL она требуется очень даже в большом масштабе в сравнении с большинством обычных динамических колонок, но и это до конца не помогло. Много я бился и с расстановкой. В результате пришел к выводу, что этим колонкам требовалось помещение побольше, пускай, быть может, и не сильно больше. Или же им требовались другие, более спокойные компоненты, которые играли бы существенно проще, без той динамики, крупности и открытости, что дают ламповые усилители на высоковольтных лампах. В звучании колонок многое бы потерялось, но оно стало бы более комфортным. Можно было бы и придвинуть их к задней стене, а не выдвигать вперед, как положено. Вновь звук бы существенно упростился, но стал бы более комфортным. Как-то так. Стоит отметить ещё раз, что этот недостаток проявлялся лишь на определенной музыке.
Каких-то других сильных претензий к этим колонкам у меня так и не появилось. Да, я всегда оцениваю те или иные компоненты именно с учетом их стоимости, их иерархии. Есть колонки и более детальные, и с более голографичной сценой, и с более техничным звучанием и так далее, но в своём сегменте JBL предстали передо мной очень достойно. С большим количеством преимуществ, которые сильно их выделяли из общей серой массы. JBL покорили меня своей харизмой и останутся в памяти по-настоящему светлым аудиофильским пятном.
Да, отмечу ещё, что эти колонки вряд ли подойдут любителям какого-нибудь сильно окрашенного звука или тем, кто любит определенную специфическую подачу, в которой находят наивысшее наслаждение. Например, можно найти колонки, которые будут играть вкуснее на середине, или колонки с мягким, обволакивающим, нежным звуком, можно найти акустику с густой-густой серединой, намеренно тёмную и сладкую. Как я уже писал выше, JBL с подобными вкусовыми предпочтениями не станут спорить, просто пойдут своей дорогой. Но ведь богатство выбора - это всегда хорошо!
Я же в будущем скорее всего попробую и другой вариант этих колонок, с двухдюймовым среднечастотным рупором. Те, кто пробовал, говорят, что будет ещё заметно интереснее. И я им верю.