Найти тему

Мерчандайзинг познается в сравнении. Часть 2.

Специалисты из Merchbook-service изучили опыт испанского дискаунтера Sorli и рады поделиться своими наблюдениями, а также размышлениями на тему – а что вообще может быть эффективным из мерчандайзинга на торговых площадях розничных магазинов?

Часть 2. Покупать с комфортом.

Сколько раз мы говорили на наших тренингах – важно организовать покупательский поток таким образом, чтобы не допустить «встречного движения» и привлечь внимание покупателей к максимальному количеству отделов/мест продаж. Далее в ход шли «доказательства» преимуществ концепта «вход справа – внутри зала налево», которые правда все больше основывались на нашей российской статистике и подкреплялись бездоказательными «легче смотреть налево», «шаг правой ноги длиннее шага левой» и т.п. Все «заржавевшие» доводы и стереотипы не работали, когда кто-нибудь из группы или из числа Клиентов доставал весомый и конкретный аргумент. Ну, например, в гипермаркете Метро, СПб, Комендантский пр., 3 всё с точностью наоборот, т.е. вход слева, и ничего, работают. А сколько еще можно встретить подобных нетипичных зданий, а с ними и конфигураций торговых площадей? Может действительно всё дело в элементарной привычке?

По мере наших наработок в области мерчандайзинга, практического опыта, мы не чтобы стали все больше сомневаться в некоторых «прописных истинах», которые, к слову, еще в нулевые годы сами и перевели с иностранных книжек. Скорее нам стало просто интересно, а насколько тот или иной фактор человеческого поведения влияет на продажи. В какой ситуации и обстановке человек более предрасположен к покупкам. Мы организовывали исследовательские проекты (Shelf Photo), интервьюировали покупателей и все больше приходили к выводу, что главный мотиватор покупок лежит в сфере качественного ассортиментного предложения и создания комфортной, если хотите клиентоориентированной среды непосредственно в торговом зале. Ценность всем известного критерия «репутация продавца» была настолько высока, что заменяла многие трейд маркетинговые инструменты. Вот и в нашем магазине Sorli, что в славном городке Alella, мы подметили не только знание и использование общепринятых современных принципов торговли, но и главное достоинство возможно большинства западных магазинов – уважение покупателей и готовность решить любые их проблемы быстро и полностью. Дальше уже о мерчандайзинге.

Функциональное зонирование торгового зала.

Важная и ответственная работа при планировании любого розничного магазина, основной раздел ритейл-бука. Впоследствии эффективность распределения зон и оборудования измеряется различными коэффициентами. Но мы проводим лишь визуальную оценку организации отделов, товарному соседству, принципам расположения оборудования.

Первым, что бросается в глаза – входная зона встречает не совсем привычными категориями. Перечисляем: «долгоиграющее молоко» с продукцией ЗОЖ, детское питание, далее вопреки всем ожиданиям - стеллаж с хлебобулочными изделиями и кондитерка. В конце первого основного прохода ключевая зона супермаркета - большой отдел с фруктами и овощами. Из промо-мест при входе – два торцевых мини-паллета. Короче есть повод задать вопросы нашему гиду-администратору и на основе ответов сделать первые заключения:

-2

В супермаркет 2(два) входа и выхода. Соотношение входящих 70 на 30 в пользу центрального входа. Равномерный поток через главный вход предсказуем (движется далее прямо), а вот покупатели со второго входа появляются в середине зала из разных мест. Из-за этого более-менее четкого одностороннего движения в магазине попросту нет и говорить о какой-либо управляемом покупательском потоке даже не стоит. Чем-то даже напоминает военную карту наступления – сначала движение по всем фронтам проходам вверх, затем дружное и неспешное отступление к кассам.

Это нисколько не расстраивает администрацию и озвученная причина вполне логична:

в середине зала покупатель (а мы, конечно, сейчас рассматриваем вариант первого посещения) легко определяет месторасположение всех отделов, так как вся его часть, порядка 50% от общей площади всего торгового зала, открыта для визуального просмотра. То есть, в какой точке бы не находился покупатель, он легко выстроит для себя маршрут по необходимым для него зонам/отделам.

Само торговое оборудование в магазине имеет четкую и последовательную схему расположения (ниже схема). Сначала зона с 5-6 полочными стеллажами, далее то самое открытое пространство, где сосредоточен ключевой ассортимент торговой точки (мясное, сыры, молочка, овощи). Алкоголь вынесен на стеллажи и продажи его не на самом высоком уровне. Если овощному отделу магазина есть достойный конкурент – привозной рынок по пятницам, то у алкогольного отдела соперник помаститей – рядом стоящий винный магазин-бодега с богатейшим выбором бутылочного и разливного вина в бочках.

-3

А как же импульсные покупки, увеличение среднего чека, увеличение времени пребывания в магазине?

Наши вопросы нисколько не смущают нашего собеседника. Дальняя стена торгового зала привлекает покупателей наиболее популярными отделами – мясо, рыба, фрукты и овощи (+ свежая молочка). С какой стороны не входил бы покупатель, он в любом случае оказывается в конце торгового зала. Далее, покупатель движется как ему комфортнее, удобнее!

Характерное оборудование в середине зала, даже несмотря на кросс-выкладки на верхних полках, весь торговый зал как на ладони. Кстати, обратите внимание на     керамическую плитку на полу. Пусть она испанская, но Вы поняли, о чем я.
Характерное оборудование в середине зала, даже несмотря на кросс-выкладки на верхних полках, весь торговый зал как на ладони. Кстати, обратите внимание на керамическую плитку на полу. Пусть она испанская, но Вы поняли, о чем я.

Продолжаем делать наши заметки:

- Торговый зал имеет прямоугольную форму, но от овощного отдела есть «отросток», куда определены соки, орехи, продолжение кондитерки и где встроен огромный холодильник для свежей молочки. Может только орехи рядом с молоком не дают нам обрести внутреннюю профессиональную гармонию.

- Исследование покупательских предпочтений позволили категорийным менеджерам Sorli ввести тематические отделы. При том, что пока большой прибыли они не приносят, но своих покупателей имеют и в целом добавляют магазину уважения за попытку разнообразить ассортимент.

Выкладки сгруппированы по странам (Япония, Китай, Мексика, США). Места – торцы стеллажей в прикассовой зоне. Наш ритейл сравнительно недавно взял на вооружение этот «прием». Возможно, благодаря всенародной любви жителей Питера к финским товарам. Справа стойка из картона, к какому отделу относится, туда и повернута лицевой частью.
Выкладки сгруппированы по странам (Япония, Китай, Мексика, США). Места – торцы стеллажей в прикассовой зоне. Наш ритейл сравнительно недавно взял на вооружение этот «прием». Возможно, благодаря всенародной любви жителей Питера к финским товарам. Справа стойка из картона, к какому отделу относится, туда и повернута лицевой частью.

- Количество ДМП (дополнительных мест продаж) ровно столько, сколько выделено потенциальных мест для их размещения, а такое количество изначально минимизировано. Инициатива по размещению фирменного оборудования как правило исходит от поставщиков, но магазин организует такие места только в случае распродажи остатков или скидочной акции.

Вид ДМП может быть различный, но на привлекательные оригинальные стойки/дисплеи не все имеют маркетинговые бюджеты.

Важный уточняющий вопрос от нас:

В каких местах торгового зала, как правило, располагается ДМП? Есть ли практика размещения в самом отделе, при том, что по факту это едва ли приведет к увеличению продаж продукта.

Ответ: на практике сумма продаж с полок + ДМП даже внутри отдела все-равно чуть больше, чем с одного какого-либо места. Когда идет распродажа, необходимо отдельно смотреть место для размещения, чтобы была максимальная польза и быстрая реализация. Скорее всего ДМП поставят в основные проходы или около отдела. Рекомендации по месту могут поступить из офиса, но магазин и сам вправе принимать решения в зависимости от текущей ситуации в отделах. Еще важный момент - у магазина в принципе нет задачи поставить большое количество дополнительного оборудования, которое скорее будет мешать, а не продавать.

Знакомая картина: паллет на рохле посередине прохода, укладчик на перекуре. Человеческий фактор он и на Пиренеях фактор. Чуть дальше опять образец самого распространенного вида дисплея – из картона. Закрывает часть торцевой выкладки, вдобавок выполняет навигационную функцию.
Знакомая картина: паллет на рохле посередине прохода, укладчик на перекуре. Человеческий фактор он и на Пиренеях фактор. Чуть дальше опять образец самого распространенного вида дисплея – из картона. Закрывает часть торцевой выкладки, вдобавок выполняет навигационную функцию.
Выкладка яиц в основном проходе на специально (сделанном самим магазином) оборудовании. Маркировка яиц, как и во многих странах ЕС: 
0 – куры пасутся на свежем воздухе и кушают «комплексный обед» без антибиотиков, 1 – гуляют только днем, 2 – живут в помещении, 3 – находятся в клетках без движения. А Вы знали об этом?
Выкладка яиц в основном проходе на специально (сделанном самим магазином) оборудовании. Маркировка яиц, как и во многих странах ЕС: 0 – куры пасутся на свежем воздухе и кушают «комплексный обед» без антибиотиков, 1 – гуляют только днем, 2 – живут в помещении, 3 – находятся в клетках без движения. А Вы знали об этом?

- Говоря еще о зонировании, стоит отметить тот факт, что при наличии двух входов в торговый зал, общего и привычного прохода за кассами нет. Лишние метры отданы под сопутствующие товары (посуда, мелкая бытовая техника, полотенца).

Пример от merchbook-service!

Еще одно исследование Мерчбук- сервиса для Компании Mondelez (Kraft foods) в г. Москва; формат магазина - гипермаркет. Тестировали ДМП и элементы брендирования, а именно:

1 - Не брендированный паллет в основном проходе (аллее)

2 - Брендированный паллет рядом с молочным отделом

3 – Брендированный паллет рядом с отделом «Чай» и «Игрушки»

4 – Дисплей в основном проходе (аллее)

5 – Дисплей рядом с молочным отделом.

Результаты прироста продаж на картинке (за 100% текущие продажи на тот момент).

-8

Не можем пройти мимо выкладки напитков, для которых выделен отдельный стеллаж. Пытаемся выявить степень гегемонии известных всем производителей. Она, конечно, заметна. Паллетные выкладки возле касс не практикуются из-за дефицита места в этой зоне. Последовательность начинается с тоников и заканчивается продукцией Coca-Cola, то есть не самым хорошим местом расположения. Куда смотрят торговые или мерчандайзеры ведущего производителя? Также стоит обратить внимание, что на верхней полке стоят 2-литровые бутылки с лимонадом, когда как внизу упаковки поменьше. Даже с учетом, что самая ходовая продукция в таре 0,33 – 1 л, это все-равно вызывает удивление.

Для минеральной воды примерно такой же стеллаж ближе к кассам, место скажем получше и с наилучшей оборачиваемостью.

Продукция напитков сгруппирована по вкусам/типам: тоник, энергетик, чай, лимон, апельсин, кола. Наибольшие спрос – кола и вкус лимона. По лимону объяснение простое – ½ стакана этого лимонада + ½ стакана светлого пива дают на выходе изумительный напиток Clara, который очень популярен в Испании.
Продукция напитков сгруппирована по вкусам/типам: тоник, энергетик, чай, лимон, апельсин, кола. Наибольшие спрос – кола и вкус лимона. По лимону объяснение простое – ½ стакана этого лимонада + ½ стакана светлого пива дают на выходе изумительный напиток Clara, который очень популярен в Испании.

Пример от merchbook-service!

Тестирование Мерчбук-сервиса продаж с полок в закрытом холодильнике продукции Coca-Cola 0,33 и Nestea в московских супермаркетах. По результатам 8-недельного тестинга видно, что верхняя полка для холодного чая не лучший вариант для размещения.

-10

Комфортная среда.

Комфортная среда для покупателя определяется не только доступностью к тем или иным товарам, информативностью по ценам и местонахождению отделов, вежливостью сотрудников, но еще и возможностью беспрепятственно перемещаться по торговому залу. Маршрут и время изучения ассортимента он выберет сам, но в любой зоне магазина он не должен встретить препятствий.

Мы пытаемся оценить ширину проходов и подмечаем, что в наиболее посещаемых зонах эта ширина вполне удовлетворительна (что-то около 2 метров), а местами и вовсе «с запасом» (порядка 2,5 м). В малопосещаемых отделах есть снижение до 1,7 м.

Освещение и температурный режим не рассматриваем – с этим всё в порядке. Укрыться от дневной жары и купить тележку продуктов – что может быть прекрасней в летний отпуск?

На ум приходит еще один немаловажный фактор, характеризующий комфортную среду и мало относящийся к тематике статьи – взаимоуважение среди покупателей. Какой-либо агрессии и хамского поведения просто не существует. Это характерно, думаю, для любого общественного места в Испании (и любой другой европейской страны). И как подмечено уже много раз, даже наши соотечественники меняются в лучшую сторону и становятся пусть и на время, но настоящими европейцами.

Несколько фотографий из торгового зала с комментариями.

Развернулись лицом ко входу. Середина прохода разделена небольшим стеллажом, который начинается от колонны.  Встречное движение в этой зоне большая редкость, посему без особой критики.
Развернулись лицом ко входу. Середина прохода разделена небольшим стеллажом, который начинается от колонны. Встречное движение в этой зоне большая редкость, посему без особой критики.
Перед рыбным отделом большое пространство для ожидающих. На полу предупреждающий знак – «Осторожно скользко!». Если образуется очередь – включается регулировка при помощи номерков и светового табло над отделом. Про качество рыбы уже не буду, свежесть по Жванецкому одна.
Перед рыбным отделом большое пространство для ожидающих. На полу предупреждающий знак – «Осторожно скользко!». Если образуется очередь – включается регулировка при помощи номерков и светового табло над отделом. Про качество рыбы уже не буду, свежесть по Жванецкому одна.
Магазин также посещают одинокие люди или из малочисленных семей. Рядом с весами в отделе фруктов расположены столы с нарезанными частями арбуза и дыни. Сколько раз Вы не покупали арбуз, потому что «Мне (нам) его не съесть!»? Заодно и сразу видно, спелый плод или нет.
Магазин также посещают одинокие люди или из малочисленных семей. Рядом с весами в отделе фруктов расположены столы с нарезанными частями арбуза и дыни. Сколько раз Вы не покупали арбуз, потому что «Мне (нам) его не съесть!»? Заодно и сразу видно, спелый плод или нет.

Кросс-мерчандайзинг

Нельзя не затронуть тему кросс-мерчандайзинга, то есть выкладки сопутствующих, логически связанных (вместе употребляемых) товаров. В Sorli такие выкладки почти повсеместно – в пивном отделе снеки, в мясном - соусы и приправы. В ряде случаев, правда сделаны грубые ошибки, например, в сырном отделе на верхней полке выставлены товары для пляжа. Как объяснили нам, выкладка сезонная. Из-за большого количества SKU место для всей этой продукции найти тяжело. Осенью ассортимент «уходит» с полок и на это место выкладываются товары соответствующей категории.

Крепкий алкоголь в стеклянном шкафу, который, впрочем, без всяких замков - самая «грустная» категория товаров. Культ и философию вина здесь не перебить ничем.  Справа от стеллажа открывашки (элемент кросс-мерчандайзинга) и выкладка виски Ballantine’s на картонной стойке Beefeater на «радость» обоим производителям.
Крепкий алкоголь в стеклянном шкафу, который, впрочем, без всяких замков - самая «грустная» категория товаров. Культ и философию вина здесь не перебить ничем. Справа от стеллажа открывашки (элемент кросс-мерчандайзинга) и выкладка виски Ballantine’s на картонной стойке Beefeater на «радость» обоим производителям.

Сопутствующие услуги магазина

Помимо своего подземного паркинга с грузовым лифтом прямо ко входу, всевозможных камер хранения, велопаркинга, доставки продуктов домой, магазин еще имеет свой кафетерий.

За 2,5 евро можно выпить большую чашку капучино с аппетитным и свежевыпеченным круассаном. Если магазин начинает работу в 9.00 (и до 21:30 по будням), то кафе принимает посетителей уже с 8:00 утра.

Отмечаем удобства:  1. Через кафетерий можно пройти прямо в торговый зал супермаркета; 2. Перед входом в магазин или кафе нет никаких лестниц, пандусов, подъемов. Правда утром, гарантированно можно наблюдать вот такую очередь.
Отмечаем удобства: 1. Через кафетерий можно пройти прямо в торговый зал супермаркета; 2. Перед входом в магазин или кафе нет никаких лестниц, пандусов, подъемов. Правда утром, гарантированно можно наблюдать вот такую очередь.

Мерчбук-сервис финализирует оценки:

1. Структура месторасположения отделов в супермаркете становится понятна достаточно быстро. Этому способствует большое открытое пространство в середине зала. Необходимости в подвесных навигационных элементах нет.

2. Два входа (центральный вход, совмещенный с кафетерием и вход из подземного паркинга) формируют соответствующие покупательские потоки, которые смешиваются в середине торгового зала. «Конфликтных» зон не выявлено, ширина между отделами достаточна для комфортного движения в любом направлении.

3. Товарное соседство и расположение ряда отделов местами вызывает удивление, но делаем скидку на местные традиции и порядки. Да и как нам сказали тут – «все проще».

4. Тематические выкладки (товары из Японии, Китая, Мексики, США) «тормозят» покупателей, в смысле привлекают внимание. Человеку свойственны желания изучить что-то новое, но свой потребитель тоже найден.

5. Используемое оборудование аналогично российскому. Из ДМП и фирменных дисплеев явно превалируют сделанные из картона. Но в целом и по количеству таких мест ощущения перенасыщения нет.

6. Выезд с подземного паркинга возможен только при наличии актуального чека на покупку. Процесс автоматизирован. Самые умные ¡No pasarán!

7. Магические «Карта магазина?» и «Вам нужен пакет?» произносится и здесь. Борьба за вывод полиэтиленовых пакетов из обращения ведется по всем фронтам, но пока покупки складываем в них.

Продолжение следует