Найти тему

Затеянное во времени

Я познакомилась с этим зданием, когда оно уже было огорожено и велись реставрационные работы. При этом оно будто возвращало тебя в довоенные годы, когда на парадной лестнице стояли пальмы, противоположный берег был не застроен высотками, а само здание возвышалось шпилем выше деревьев. Я называю такие места «затерянные во времени» (возможно, сказывается детство экранизаций Кинга). Их много в Москве, но тут ощущения были слишком сильные. Будто все это здание оживало в твоем воображении.

При написании этой статьи, выяснилось, что лучшим выбором будет пригласить вас в свои мысли, когда я его и увидела впервые.

Пробираясь через парк, первым делом я заметила огромную звезду на шпиле. У меня сразу возникло странное ощущение, что шпиль слишком короткий относительно ее размера. Ощущения оказались правдивыми, ведь это та самая звезда со Спасской башни Московского кремля. Она находилась там с 1935 по 1937 год. Яркая, с золотыми лучами из сверкающей меди и главным символом советской эпохи - серпом и молотом по центру (ранее инкрустированными уральскими самоцветами), эта звезда и по сей день выглядит как настоящее произведение искусства.

-2

Следом из-за деревьев показалась вся башня с четкими формами, которые контрастировали с архитектурой остального здания. В ней было что-то «механическое» на вид. В последствии я немного не понимала ее форму, относительно всей постройки, пока не выяснила, что в башне существует механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой.

-3

По замыслу, звезду должны были опускать и поднимать при открытии и завершении навигации. За все время существования ее опускали несколько раз, например в 1941 году, чтобы она не стала четким ориентиром для врага.

Огромные куранты, расположенные с четырех сторон башни, были перенесены из Воскресенского собора города Волоколамска. Все детали этих часов были выполнены с высокой точностью вручную. С 1996 года механизм заменили на электронный, чтобы не заводить их дважды в сутки. Охраняют четыре стороны башни скульптуры Ромуальда Иодко, изображающие красноармейца, моряка, рабочего и колхозницу.

-4

И наконец здание видно полностью: как двухпалубный пассажирский теплоход в стиле сталинского ампира. Сложно описать насколько воздушным и при этом монументальным он кажется. По принципу этого здания стали строить много речных вокзалов, например в Красноярске и Нижнем Новгороде.

-5

Архитекторы учли особенность ландшафта, поэтому со стороны парка здание имеет два этажа, а со стороны Химкинского водохранилища уже три. С обеих сторон повторяется входная композиция: три арки с майоликами между ними работы Н. Я. Дянько. Со стороны парка: корабли советского флота (торговые, пассажирские, военные, ледоколы) и гидросамолеты. Со стороны набережной: Москва будущего и достижения СССР.

-6

С воды здание украшает парадная лестница, ведущая к входу на второй этаж, над которым, великолепным по эстетике шрифтом, гласит надпись: «Москва – Волга». Вокзал обязан строительству этого канала в 1931 году, хотя идея соединения Москвы-реки и Волги возникла еще в XVII веке.

-7

Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский приняли решение отойти от функционализма и уделить большее внимание эстетической стороне. Открытые веранды символизирующие палубы, были вдохновлены Дворцом дождей в Венеции.

Четырехгранные колонны первого этажа было решено облицевать белым тарусским камнем, цоколь – красным полированным гранитом, а главные порталы серо-зеленым диоритом. На крыше были установлены «лампы – фонарики» и она была открыта для прогулок.

-8

По бокам здание завершается ротондами с фонтанами внутри них. Фонтаны выполнены из белого мрамора, один назывался «Северный», второй «Южный».

-9

«Северный» или «Полярный фонтан» изображал птичий базар: медные фигуры гагар и диких гусей, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживала группа белых медведей. «Южный» фонтан изображал дельфинов вокруг волн, расположенных на стеклянных шарах.

-10

Изобилие потрясающих деталей, кессонных потолков, лепнины, колоннад, светильников, заставляет вновь и вновь изучать каждый уголок и сантиметр. При этом, окидывая взглядом все здание, понимаешь, что нет никакой какофонии. Все четко, структурировано и выхолощено. Такого баланса крайне сложно добиться, что и вызывает безумный внутренний восторг. Будем надеяться, что реставрация вернет нам первозданный облик Речного вокзала, дабы поколения продолжали наслаждаться этой красотой.

-11