В Росстандарте рассказали о новом методе контроля, позволяющем бороться с недоливом топлива на российских автозаправочных станциях. В ведомстве предупредили: проверяться будет не конкретная колонка, а ее работа в системе (подразумевается связь с оператором за кассой).
В Росстандарте признаются: недолив - это преимущественно результат манипуляций с программным обеспечением топливораздаточных колонок (ТРК). До настоящего времени было так: сотрудники Росстандарта приезжали на «заправку» на автомобиле с фирменной символикой и покупали 20 литров. В десяти случаях из десяти в бак было залито именно 20 литров — до последней капли. Контролеры покидали место с чувством выполненного долга, а «специальный человек» на АЗС возвращал все «взад». В итоге обычные покупатели покупали 30 литров, а в бак заливали 29,7 литра. Или, например, 59,4 литра вместо 60-ти. Индикатор на ТРК показывает ровно 60, а на самом деле в баке на поллитра меньше. Как вы понимаете, водитель ничего не замечал - датчик в автомобиле небольшой недолив зафиксировать не может...
В Росстандарте отмечают: существуют два варианта «поймать за руку» недобросовестного продавца. Первое — запускать «тайного покупателя», после чего измерять количество залитого топлива с помощью специального мерного оборудования. Второй вариант — внезапный визит, в ходе которого проверяющие предлагают запустить конкретные ТРК и с помощью специального мерника смотрят, сколько топлива в реальности отпущено.
Контролеров при работе методом тайного покупателя вооружат скрытым прибором, который сможет фиксировать недолив на уровне 1% (меньше определить трудно — на погрешность влияют температура, расширение топлива и погрешность измерений). Кроме того, в Росстандарте анонсировали в 2020 году появление нового ГОСТа, который защитит топливораздаточные колонки от приспособлений и вредоносных программ, которые научились обманывать расходомер.
Новый ГОСТ заменит устаревший стандарт на топливораздаточные колонки, опубликованный в 1989 году. Сейчас установленная стандартом точность измерения топлива имеет значительную погрешность, в том числе от температуры окружающей среды. Существующий ГОСТ также допускает использование различных приспособлений и ПО. Разработчики нового ГОСТа предполагают признать ТРК измерительной системой, подлежащей периодическим поверкам целиком, введение требований к программному обеспечению и требований к методам идентификации несанкционированного доступа, а также к безопасности колонок.
Как сообщили в Росстандарте, в течение текущего года государственными контролерами установлено 39 случаев недолива топлива на АЗС. Это при том что проверки в основном плановые - владелец АЗС может подготовиться заранее.
В принципе, Росстандарт допускает проведение внеплановых проверок недолива топлива. Правда, это возможно лишь в случае подачи жалобы на конкретную АЗС и только с согласия Генпрокуратуры. И в том, и в другом случае поймать нарушителей сложно — у владельца АЗС есть «кнопка», которая позволяет в нужный момент скрывать недолив.