Государственный переворот, совершенный на Украине в 2014 году прозападной хунтой во главе с Порошенко, отвергли все регионы страны, некогда принадлежавшие царской России, а затем ставшие частью СССР, а на "сепаратистском" Донбассе объявили о своей независимости Донецкая и Луганская народные республики. Стремление любой ценой подавить их сопротивление, привело к полномасштабной гражданской войне, которая, несмотря на огромные человеческие жертвы и разрушения, продолжается по сей день. В том же, 2014 году, сформированные из добровольческих отрядов вооруженные силы этих республик не только отразили превосходящие силы регулярной армии Украины, но и в результате успешных наступательных действий нанесли им тяжелые потери по всей линии фронта, особенно в боях за Иловайск и Дебальцево, повлекшие окружение и уничтожение крупных группировок ВСУ. Чтобы избежать окончательного поражения в необъявленной войне против Донбасса, киевской хунтой и был инициирован нормандский формат переговоров, состоявшихся в феврале 2015 года в Минске, ознаменовавшихся принятием соглашений, получивших название "Минск - 2". Помнится, в какой напряженной обстановке проходили переговоры, как "главный обвиняемый" Порошенко то и дело выскакивал из комнаты переговоров и созванивался со своими "советниками". Крайне тяжелая для Украины ситуация вынуждала его лавировать, изворачиваться, стремясь казаться миротворцем и обвиняя во всех грехах "сепаратистов". В итоге, ему удалось предотвратить дальнейшие наступление вооруженных сил ЛДНР и сохранение Донбасса в составе Украины, но с предоставлением ему особого статуса с полномочиями автономии.
В числе других мер особый статус Донбасса предусматривает, как это видно из 4 - го пункта Минских соглашений, следующее: "В первый же день после отвода начать диалог о модальности проведения местных вы боров в соответствии с украинским законодательством и законом Укра- ины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных рай онах Донецкой и Луганской областей". Написано все, вроде, понятно. Но юрист-специалист в области конституционного права или теории права схватится за голову, мол, как же так, на территориях Донбасса, занимаемых Донецкой и Луганской республиками, де-факто со дня провозглашения ими независимости не действует конституция Украины и, следовательно, не могут действовать никакие другие ее законы, в том числе и законы, относящиеся к избирательному праву. И юрист будет прав. В силу общего принципа единства права и закона, основанного на признании верховенства конституции, на территории, на которой (по разным причинам) не действует конституция страны, не могут действовать и никакие другие законы той же страны. Стало быть, все вопросы взаимоотношений между ДНР и ЛНР, с одной стороны, и Украиной - с другой, должны регулироваться на основе взаимных соглашений. При этом принцип международного права о праве наций на самоопределение вплоть до отделения с учетом итогов референдумов, состоявшихся в этих республиках, будет полностью на их стороне. Их народы проживают на обособленной территории, исторически не входившей в состав Украины, их народы принадлежат к другой нации, разговаривают на другом языке, исповедуют другую религию и имеют все другие основания для отделения от Украины и выбора собственного пути развития. Другой принцип международного права о нерушимости границ этими республиками также не будет нарушен, так как, во-первых, он вторичен по отношению к принципу о праве наций на самоопределение, а во-вторых, он касается границ между суверенными государствами, а не внутри их. Таким образом, с чисто теоретической точки зрения Минские соглашения не могут быть реализованы. Почему в них оказалось положение, противоречащее праву, можно только догадываться. Возможно, это результат компромисса, что характерно для межгосударственный соглашений, но для сторон конфликта на Донбассе, которым предписано выполнять их, взаимопонимания он не прибавит.
Спасибо за внимание. С вами был канал "Собеседник", сделайте его своим.