Воля это осознанное или разумное хотение. Так, животные хотят есть, пить, спать... но они не могут разумно осмыслить свои хотения. Человек же помимо хотения имеет разум, позволяющий хотеть осмысленно. Природно хотение есть направленное движение к благу, и все хотения животного направлены на удовлетворение своих чувственных потребностей. Человек в отличие от несмысленного животного способен управлять своими чувственными плотскими движениями посредством разума. Природная воля в человеке всегда направлена на получение блага, только не всегда человек правильно определяет для себя это благо. От чего зависит правильное определение человеком, что ему полезно и хорошо, чего ему желать или не желать? От его ума, который будучи плотским, использует внешнюю окружающую его среду для познания или разумения о тех или иных предметах. Внешние источники информации способствуют формированию в человеке определенного набора знаний, это позволяет ему рассуждать и обосновывая свои хотения изъявлять свою волю. От интенсивно изменяющейся внешней среды, и подчас противоречивого множества мнений возникает необходимость осмысленного выбора, а само осмысление или разумение зависит от внутреннего наполнения человека. Чем он себя (свой ум) наполнил, тем и будет пользоваться при осмыслении того или иного хотения. Но если предположить, что внутри человека появится определенный набор знаний, достаточный для осознания и осмысления своего хотения, и что не будет необходимости прибегать ко внешним источникам, но будет единый точный и неизменный ориентир, который даст точное понимание блага, то, что нужно человеку для полного счастью, чего ему хотеть и почему, тогда и не будет необходимости в выборе. Ведь человек прибегает к выбору в большей степени от недостатка информации или ее сомнительного и противоречивого содержания. Выбор же не определяет свободную волю, это важно понимать, он в какой то степени даже ограничивает свободу. К примеру, выборы депутата когда будут свободными? Когда в них принимают участие два кандидата или двадцать? В каком случае станет свободнее изъявлять свою волю избиратель? В том случае, когда на его разум не будет оказываться внешнее воздействие, СМИ или какого иного. Итак, свобода определяется не выбором, а независимостью в принятии решения или выборе. Ведь если например, повлиять на избирателей грубой физической силой будет ли в таком случае избрание свободным, если даже будет представлено двадцать кандидатов? А если тонко и незаметно влиять на разум избирателей? Если даже не иметь выбора, но иметь возможность точно и без сомнения познать, какое решение будет полезнее, а какое нет, и от чего или от кого можно получить истинное нескончаемое и неизменное благо, и если при таком познании никто не будет оказывать воздействие на человеческий разум извне, только тогда можно говорить об истинной свободе. Свободная же воля, содержит в себе и власть произволения, которая не утрачивается и в отсутствии свободы. Так, человеку дарована от Бога власть изъявлять свою волю свободно или не свободно, вместе с этой властью человек имеет и ответственность перед Богом, обществом, да и перед самим собой - своей совестью. Свобода или ее отсутствие, как уже говорилось ранее, не наделяет и не лишает человека власти произволения и ответственности. Свободен человек или нет, кому он служит - добру или злу, греху или праведности, дьяволу или Богу, в любом случае он лично несет ответственность за то, что совершает. И если считать волю человека только лишь иллюзией, тогда его можно поставить в один ряд с неразумными животными. Ведь воля человека в какой то мере определяет и его личность, степень же свободы зависит от внутреннего наполнения или ума. Истинно свободным человек может пребывать только в Господе, получив познание истины - точной и неизменной, полезной и спасительной, благодаря которой он безошибочно сможет определять для себя истинную пользу и неизменное благо, не прибегая к внешним источникам, не сомневаясь и не выбирая.