Как правильно выбрать кружок и обеспечить ребенку всестороннее развитие без стресса?
Когда Анжеле исполнилось четыре года, я решила отдать ее на дополнительные занятия. Выделила базу: творческие кружки, спортивные секции для поддержания здоровья и занятия для развития интеллекта. И сразу прикинула, что я могу сама объяснить ребенку, а для чего необходима помощь педагога.
Например, о закономерностях природы я рассказывала Анжеле сама. Мы ходили в лес, наблюдали за птицами, учили названия растений. То же самое со спортом. Зимой осваивали лыжи и коньки, летом - велосипед. Но вот научить танцевать, рисовать я, к сожалению, не могла. Поэтому выписала адреса тематических кружков.
Для себя я сразу решила: давить не буду. Ну и что, если в детстве я мечтала стать актрисой? Анжеле в драмкружке не понравилось, поэтому мы не стали туда ходить.
Все начинается с учителя
Дочка всегда любила рисовать, поэтому я ни секунды не сомневалась, когда отдавала ее в художественную студию. «Проблем не возникнет» - так думала я, покупая лучшие краски и кисти для занятий. Но ошиблась. Моя дочь - экспериментатор, в творчестве ей нравится фантазировать, что-то придумывать. Педагог, наоборот, требовала беспрекословного подчинения. Если лягушка - то зеленая, если солнышко - то желтое. Ей нравились «правильные» рисунки других детей, а творческие эксперименты моей дочери она в лучшем случае не замечала.
Однажды дочь вышла в слезах и сказала, что никогда больше не будет рисовать, потому что учительница заставила ее перекрашивать сиреневые листья на осеннем дереве в красный цвет. Разумеется, в эту студию мы не вернулись. Нашли такую, где учитель мыслил творчески. Да, приходилось ездить на другой конец города, но зато дочка выходила с занятий счастливая и с гордостью показывала свои шедевры.
Кто ищет, тот всегда найдет
К семи годам Анжела успела позаниматься не только рисованием и актерским мастерством, но и танцами, вокалом, шахматами, песочной графикой, детской йогой и многим другим. Это вовсе не значит, что мы ходили туда месяцами. Иногда хватало одного-двух занятий, чтобы Анжела поняла - ей не нравится.
В некоторых лофтах устраивают мастер-классы по гончарному мастерству, керамике, лепке. Я старалась отслеживать такие события и записывать Анжелу на интересные уроки. Иногда занималась вместе с ней - мне очень понравилось лепить из глины. Стоимость занятия в лофте выше, чем в обычном кружке, но зато Анжела знакомилась с разными видами искусства и получала новые впечатления.
Больше не значит лучше
Пока Анжела ходила в садик, мы успевали на рисование, музыку, «умелые ручки» и танцы. Иногда я забирала ее из сада пораньше, благо я домохозяйка и у меня есть свободное время. Мы обедали, собирались на занятия. Если погода была хорошая, шли пешком и разговаривали. Такой ритм жизни нравился и мне, и ребенку.
Но, когда Анжела пошла в школу, добавились кружок английского и бассейн. Чтобы все успеть, мы жертвовали не только нашими прогулками и семейным общением, но даже нормальным питанием. Анжела перекусывала в машине по дороге на занятия, а ужинала уже вечером дома. После этого мы садились за уроки. Такой темп выматывал и ребенка, и меня.
В результате было решено отказаться от «умелых ручек» и музыки, а в бассейн ходить не два раза в неделю, а один - в выходной. Анжела такое решение поддержала. Потом я нашла детский центр, в котором можно заниматься в один день и танцами, и рисованием. Это экономило время.
Я не могу сказать, что кружки дали Анжеле значительное преимущество в школе. Мне кажется, дополнительные занятия нужны, чтобы расширить кругозор ребенка и показать, насколько многообразен и интересен мир.
Найти хорошего учителя, поддерживать, радоваться успехам и ни в коем случае не заставлять посещать те или иные кружки - вот, что требуется от родителей.