Приемы закрепощения крестьян.
Как в предшествующие века, так и в 16 начале 18 веках, молдавское крестьянство состояло из двух разрядов:
- крестьян, живших на земле светских и духовных феодалов,
- свободных крестьян, живших общинами на государственной земле.
Молдавские феодалы стремились всеми силами закрепить за собой рабочую силу, лишив крестьян права выхода, прикрепить их не только к земле, а и к личности землевладельца.
С течением времени военная и духовная знать вместе с общинной собственностью узурпировала и связанные с нею повинности. Труд свободных крестьян на их общинной земле превратился в барщинный труд на захватчиков общинной земли. Одновременно с этим развились крепостные отношения. Всё возраставший размах закрепощения молдавского крестьянства в 16-начале 18 веках - одно из характерных явлений социально- экономической жизни Молдавии.
Процессу закрепощения крестьян способствовал целый ряд причин как внутреннего, так и внешнего характера. Всё увеличивавшаяся дань Порте и стремление господарей к личному обогащению за счёт ограбления страны, увеличение числа и размеров различного рода налогов и повинностей разоряли крестьянство — основного налогоплательщика страны.
Были введены следующие новые налоги:
- по одному золотому с каждого дома;
- с крупного рогатого скота и конского поголовья;
- с площади виноградных насаждений, дополнительно к взимавшемуся налогу с вина;
- за убой скота;
- с количества дымовых труб.
Налоги были столь разорительны, что, по свидетельству молдавских летописцев, крестьяне Молдавии, чтобы не платить налог за дом, разрушали их и переселялись в землянки.
К непосильной тяжести налогов прибавлялись грабительские походы турецких и польских войск и частые опустошительные татарские набеги, от которых, в первую очередь, страдало крестьянство.
Часто земля оставалась невозделанной, нередко урожай на полях уничтожался. Всё это приводило к разрушению крестьянского хозяйства, к периодическим голодовкам, от которых гибли огромные массы обездоленного сельского населения.
Не будучи в силах выносить налоговый гнёт, молдавское крестьянство лишалось своей личной свободы, отдаваясь в кабалу боярину или монастырю. Бояре и монастыри таким путём обеспечивали себя необходимыми рабочими руками. Количество крепостных крестьян, работавших на полях феодалов, неуклонно росло.
Процессу закрепощения молдавского крестьянства значительно способствовали, так же как и в других европейских странах, феодальные войны. Войны разоряли крестьян и усиливали власть феодалов. Господари щедро раздавали своим приблежённым сёла и сидевших в них крестьян.
Земли, ранее захваченные боярами силой, обманом и хитростью, закреплялись за ними вновь назначенным господарём, который, стремился заручиться поддержкой всесильного боярства.
Налагая на крестьян тяжёлые наказания, бояре пользовались системой замены наказания денежными взносами. Внося определённую сумму денег за попавшего в беду крестьянина, боярин становился его господином, полностью распоряжавшимся судьбой и имуществом своего крепостного.
Крестьяне были обязаны платить оброк. Его размер состоял из десятой части урожая зерновых, технических и огородных культур и из десятой части приплода скота и пчёл крепостного. Крепостные обязаны были также доставлять феодалу изделия своих домашних промыслов.
Помимо натуральной ренты, крепостные обязаны были отбывать на полях феодала барщину. Размеры и виды отработочной ренты не были определены. Закрепляя за тем или иным феодалом право владения крепостными крестьянами, господари в своих грамотах указывали, что крепостные должны во всём слушаться своего господина и выполнять все работы, которые он от них потребует.
Порядок купли и продажи крепостных в Молдавии предусматривал, что феодал имеет право отчуждать своих крепостных только вместе с землёй, на которой они сидели. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что феодалы передавали крепостных в наследство, дарили, обменивали, закладывали и продавали вместе с землёй, на которой они трудились.
Однако, нередко произвол феодалов сказывался и тут. Феодалы нарушали этот установившийся и освящённый традицией порядок и часто продавали крепостных без земли. Нередки бывали также случаи, когда одни феодалы переманивали или силой захватывали крепостных у других феодалов и переводили их на свои земли.
Кроме крестьян, бояре и монастыри владели холопами, среди которых было много цыган. Холопы выполняли различные работы в качестве дворовых слуг, занимались также ремёслами, преимущественно кузнечным делом.
Существовала ещё категория так называемых господарских крестьян. Проживая на дворцовых землях, крестьяне обязаны были вносить господарю десятину от урожая с обрабатываемых ими полей и с приплода скота и продуктов животноводства, платить подати и налоги, выполнять различного рода барщинные повинности.