Найти тему
OMG Kazakhstan

Пункт прибытия – вокзал Сиркеджи. Стамбул

Двигаясь от собора святой Софии в сторону Галатского моста, каждый турист проходит мимо небольшого аккуратного здания, что стоит в переплетении железнодорожных путей прямо на берегу моря, под стенами дворца Топкапы – главного дворца Османской империи XIX века. Это знаменитый на весь мир вокзал Сиркеджи, и нам сюда надо обязательно зайти! Ведь это легендарное место в истории не только Стамбула, но и всей Европы.

После Крымской войны правительство Османской империи приняло решение построить железную дорогу, связавшую бы Стамбул с Европой. Три раза меняли подрядчиков и инвесторов, потому что денег не хватало. Меняли и расположение самого вокзала, необходимо было поставить его поближе к деловому центру города. В итоге после долгих мытарств в 1890 году вокзал был открыт.

-2

Это был современный вокзал: роскошная платформа, огромный ресторан, здание отапливалось газом и освещалось электричеством. Ресторан сразу стал популярным местом, в середине XX века здесь собиралась творческая и интеллектуальная элита Стамбула. Так было долгие годы, и сегодня вокзальный ресторан – широко известен среди туристов. Оно и верно, где еще можно найти заведение, которое сохранило свой облик с конца XIX века? Преображалась территория вокруг, рос огромный город, стремительно меняли друг друга технологии, но вокзал Сиркеджи оставался в своей первозданной красоте. Он ни разу не перестраивался.

-3

История вокзала Сиркеджи – это не только история транспорта. Он знаменит тем, что был конечной точкой в маршруте знаменитого «Восточного экспресса», или «Поезда королей», как его тогда называли. Это был поистине великолепный поезд – настоящий пятизвездочный отель на колесах! Билеты стоили весьма недешево, поэтому путешествие из Стамбула в Париж и обратно могли позволить себе только очень богатые люди.

-4

Идея создания «Восточного экспресса» принадлежала жителю Бельгии Жоржу Нагельмакерсу, он же стал главным инвестором.

4 октября 1883 года «Восточный экспресс» (Orient Express) впервые отправился из Парижа в Стамбул. Поезд шел 78 часов, останавливаясь в Мюнхене, Вене, Будапеште и Бухаресте. Средняя скорость поезда была около 50 километров в час.

-5
-6
-7

«Восточный экспресс» был транспортом богатых и знаменитых. В его роскошных, с потрясающими интерьерами вагонах любили путешествовать Жюль Верн, Елизавета II, Марлен Дитрих, Мата Хари, Жан Маре, Мустафа Кемаль Ататюрк, Агата Кристи, Никита Хрущев Шарль де Голль и другие знаменитости из разных стран и времен.

-8

В интерьере поезда использовались дорогие материалы, отделка была выполнена в модном тогда стиле ар-деко с обилием роскошных тканей и благородных металлов. Вагоны были спальные, что позволяло путешественникам с максимальным комфортом преодолевать расстояния. Вагон-ресторан Orient-Express мог соперничать с лучшими заведениями Европы. Шеф-повара в свое время за большие деньги переманили из высококлассного парижского отеля Ritz. Поэтому меню в дороге было богатое, изысканное и отнюдь не дешевое. Кроме того, оно пополнялось блюдами тех стран, через которые катил состав.

-9
-10
-11

Каждое отправление поезда собирало толпы зевак и репортеров светских хроник. Тут демонстрировались последние наряды, помечались детали, раздувались сплетни и домыслы. «Восточный экспресс» был модным местом, прокатиться на нем считалось особым шиком, а в сочетании с экзотикой Стамбула – так и вообще путешествие оборачивалось очень интересным приключением.

В 1901 году, после смерти королевы Виктории, «Восточный экспресс» заполнился королями, принцами и монархами, которые ехали в Лондон попрощаться с королевой. Персонал недоумевал и сбивался с ног: кому из высоких особ можно ходить по вагонам других принцев и королей? Кому первому кланяться? Кого в какое купе заселять согласно протоколу? Как правильно организовать безопасность и комфорт высокопоставленных особ? Столько монарших особ не знал ни один вид транспорта ни до ни после.
-12

«Восточный экспресс» всегда отправлялся и прибывал вовремя, это было лицом компании, обязательным пунктом. По звонку станционного колокола, который оповещал пассажиров и провожающих об отбытии состава, можно было сверять часы. Лишь однажды «Восточный экспресс» опоздал на целых пять дней. Зима 1929 года выдалась снежной и суровой, снег валил без перерыва, постоянные ветры закручивали все лихими буранами. Поезд застрял в горах Турции всего в 80 километрах от Стамбула. Из-за страшной непогоды помощь не смогла прибыть сразу же, и пассажиры сидели в вагонах, запертые в снежном плену. Вскоре в вагоне-ресторане закончились продукты, и двое пассажиров, вооружившись револьверами, пошли на охоту. В тот вечер на ужин подали волчатину.

-13

Этот эпизод был широко растиражирован прессой по всей Европе. Именно эта снежная буря легла в основу знаменитого детектива Агаты Кристи. Английская писательница очень любила этот поезд и этот маршрут. Свой второй медовый месяц она провела в поезде, отправившись с молодым мужем в свадебное путешествие в Стамбул. Там же, в Стамбуле, в номере 411 отеля «Пера» и был написан детектив «Убийство в «Восточном экспрессе». И сегодня посетители отеля могут зайти в номер и увидеть, в какой обстановке писался роман. Почти все убранство сохранили в том виде, каким его знала Агата Кристи.

Отель «Пера» был построен специально для пассажиров «Восточного экспресса». Современный, красивый, изысканный, он полностью соответствовал запросам богатой европейской публики. Сегодня отель тщательно хранит свое прошлое и дух XIX века. И он по-прежнему недешев: ночь в отеле Pera Palase Hotel стоит минимум 200 евро.
-14

При вокзале Сиркеджи можно посетить небольшой музейчик, посвященный «Восточному экспрессу». А можно просто прогуляться по платформе и познакомиться еще с двумя его достопримечательностями. Последние лет пять здесь живут кот и пес. Собака обычно спит, а кот охраняет скамейки. Это обычные животные Стамбула, которые выбрали своим местом жительства прекрасный памятник архитектуры и истории.

Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.