Найти тему
Cinema Addict

Пиратство и Россия

Отношения России с пиратством неоднозначны и амбивалентны. С одной стороны, творческая интеллигенция и средний класс в своей массе выступают за то, чтобы Россия двигалась в сторону Запада, где большинство, все-таки, покупает игры, книги, фильмы, альбомы и т.д на специализированных площадках. А с другой стороны находятся, собственно, все остальные представители общества, которые, либо не хотят платить за контент в интернете, либо не могут, либо и то и другое – в любом случае для них способ скачивания бесплатно гораздо удобнее и доступнее нежели отправка своих кровных динаров за что-то виртуальное, что-то, что нельзя даже пощупать, потрогать и разбить, в конце концов.

Дэн Ариели в книге «Предсказуемая иррациональность» выдвинул весьма интересную и подходящую для предмета нашего обсуждения, теорию. Суть ее заключалась в том, что воровать, когда есть посредник гораздо проще – этот процесс не вызывает никаких моральных и этических внутренних колебаний. Но вот если мы своруем что либо, не имея никакого посредника – так, напрямую – мы моментально почувствуем внутренний дискомфорт (если у нас есть внутреннее отторжение акта воровства конечно же), неловкость и стыд. Владельцы банков очень вряд ли будут гоняться за своими клиентами, незаметно выуживая из их кармана пятихатку за пятихаткой – многие из них также, как и мы считают воровство неправильным и противозаконным поступком. Но вот если между ними и клиентом будет огромная бюрократическая цепочка, выступающая посредником, то процесс, по сути, такого же обворовывания не будет вызывать никаких эмоций. Человек хоть и обладает абстрактным мышлением, чем и выделяется среди прочих млекопитающих, все равно может слабо себе представить страдания и муки абстрактных жертв своих действий в отличие от конкретных людей, находящихся в непосредственной близости от них.

Также и с пиратством. Интернет выступает в данном случае огромным, вездесущим посредником, защищающим львиную долю пользователей от разъедания изнутри совестью. В веренице образов у человека, скачивающего что-либо, нет четкого понимания, что прямо сейчас он занимается виртуальным воровством – все выглядит слишком просто, да и саму жертву пиратства человек не видит.

Другое дело, что границы виртуального мира и мира реального скоротечно размываются – с каждым днем интернет все больше влияет на нашу жизнь, наше сознание – посему таким же посредником, как и бюрократическая цепочка, состоящая из живых людей, между банкиром и бедной бабушкой, он быть скоро перестанет.

И здесь уже назревает вопрос: если интернет – это такой же мир, как и мир «реальный», то с этической точки зрения – пиратство это что?

-2

С одной стороны – это воровство. Скачивая что-либо из интернета, не отдавая за «товар» или «услугу» ни рубля, мы становимся подобны тем, кто подвергается в «приличном законопослушном обществе» остракизму, презирается и насильственно сегрегируется (в тюрягу отправляется, короче), т.е ворам. Если автор какого-либо контента выставляет пресловутый контент на продажу, а мы в свою очередь, прибегая к разного рода ухищрениям, не покупаем «контент», а скачиваем его – это кража.

С другой стороны (этот тезис как никогда актуален для российских реалий), существует множество интернет-товаров, которые я был бы рад приобрести легально, но которые отсутствуют на витринах интернета, и мне ничего другого не остается, кроме как идти на торренты и скачивать нужные мне книгу, фильм и пр. Для того, чтобы искоренить пиратство, мало просто выпустить парочку законов, провести масштабную кампанию по пропаганде – нужно создать среду, существуя в которой, будет легче и удобнее покупать, а не скачивать. В России же сейчас с этим очень туго – выбор в принципе весьма маленький, а в сравнении с западным рынком и вовсе ничтожен.

-3

Стоит также разобраться с понятием «контента», который мы покупаем в интернете. Как я уже оговорил ранее, новый альбом Фейса, например, или фильм Линча, купленный на айтюнсе, невозможно пощупать руками, покрутить его – нет никакого физического взаимодействия с купленным предметом. Время дисков, кассет и др. прошло, настало время виртуальных товаров. Другое дело, что для многих пользователей интернета подобный переход – крайне болезненная тема, и тоска по приятным тактильным ощущениям от покупки до сих пор живет, посему приобретение чего-то виртуального, для них «ненастоящего», вызывает недоверие. В современном человеке до сих пор еще живет, пусть и на метафизическом уровне, тяга к реальному, настоящему, в то время как окружающая его действительность каждый день все сильнее и сильнее прогибается под натиском симуляции, виртуализации «реальности». В мясорубке беспощадных пертрубаций окружающего его мира, человек вынужден идти на некоторые компромиссы, один из которых – пиратство. Вроде ты еще не платишь за знаки на твоем мониторе, но вроде и не отстаешь от быстрого шага времени.

Очевидно, что в России нет и той культуры потребления, что есть на Западе. На территории современной России господствовал коммунизм, в то время, когда Запад уже бунтовал против капиталистического Левиафана, вынуждающего ежедневно увеличивать количество покупок, превращая индивида в машину с четким, легкоизменяемым списком желаний и способов их удовлетворения. Исходя из этого, как мне кажется, очевидного факта – легко понять, почему в России так тяжело и со скрипом мирятся с потребностью приобретать, а не качать – русский банально не привык покупать. Слишком коротка история взаимоотношений стран постсовка с капитализмом для того, чтобы люди легко и безболезненно перешли на товаро-рыночные отношения с их правилами и постулатами. Безусловно, до настоящего потребля-бума в России ждать осталось совсем недолго, но все-таки сейчас дамба еще держится.

-4

Также нужно учитывать совершенно разные финансовые возможности жителей России и граждан превалирующего большинства западных стран. То, что может себе позволить среднестатистический житель Чикаго или Милуолла, не может даже в мечтах представить житель Челябинска или Нижневаторска. Это не русофобские сентенции, не бред воспаленного мозга ведущего «Дождя», это правда. Соответственно, находясь на разных уровнях финансового благосостояния, русский и, например, англичанин, совершенно по-иному относятся к своим тратам – житель Королевства вполне способен без ущерба для своего лопатника выложить за альбом Скепты несколько евро, в то время как для некоторых жителей России несколько евро - это зарплата за день – вот и вся математика.

Россия потихоньку, шаг за шагом движется в сторону лицензионного потребления контента – все больше изданий отказываются от существования за счет рекламы в пользу продажи подписок, артисты зарабатывают все больше и больше от продаж на цифровых площадках, насколько мне известно, фильмы и сериалы все чаще приобретаются и просматриваются на специализированных для этого сайтах, да и сами сайты появляются – что радует. Уровень недоверия к интернету и платежам внутри него стремительно падает, негодования из-за надобности платить за набор нолей и единиц на компьютере исчезают, остается же все возрастающая готовность платить, а не скачивать. Как к этому относиться, я абсолютно без понятия, но на всякий случай скажу: YES FUTURE

Источник: https://vk.com/blogpavle