Часть 4. Новые госстандарты, которые опустят детский спорт в России ниже
плинтуса.
Система подготовки в детских спортивных школах рассчитана на десять лет.
Три года – этап начальной подготовки(НП), пять лет – тренировочный(Т) (раньше был учебно-тренировочный) и два года этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ). Соответственно этапу и году обучения была и расчасовка.
В СССР это выглядело, примерно так:
Этап подготовки
НП-1
НП-2
НП-3
УТ-1
УТ-2
УТ-3
УТ-4
УТ-5
ССМ-1
ССМ-2
Количество часов в неделю
6
9
9
12
14
16
18
18
20
20
В 2016 году в систему спортивной подготовки ворвалось понятие «ФГОС». Группы начальной подготовки переименовывать не стали, а учебно-тренировочные стали просто тренировочными. Исчезла единая, чёткая расчасовка и в детский спорт пробрался либерализм, т. е. спортшколы сами стали решать сколько часов прописывать в программах. В последнее время это выглядело, примерно так:
Этап подготовки
НП-1
НП-2
НП-3
Т-1
Т-2
Т-3
Т-4
Т-5
ССМ-1
ССМ-2
Количество часов в неделю
6
6
6
9
12
15
18
18
20
20
Различия могут быть, я показываю, как это выглядит в нашей спортшколе. Знаю ряд школ, которые ещё уменьшили количество часов. Исчезло понятие «Учебный год», оно было заменено на «Тренировочный период». Тренеры, работающие в спортшколах, находящихся в ведении Министерства спорта, перестали быть педагогами, а стали специалистами. Всё бы ничего, мы уже привыкли к новой системе, составили новые программы и наладили работу. Расслабились, так сказать.
В этом году Минспорта показало, что расслабляться нельзя и выдало новое творение в виде «Базового» и «Углубленного» уровня подготовки. Программы рассчитана на те же десять лет, но теперь шесть лет будет «Базовый уровень» и четыре – «Углубленный». А теперь угадайте с трёх раз что пострадало больше всего от нововведения? Правильно количество часов на освоение этапов. Теперь это выглядит примерно так:
Этап подготовки
Б-1
Б-2
Б-3
Б-4
Б-5
Б-6
У-1
У-2
У-3
У-4
Количество часов в неделю
6
6
8
8
10
10
12
12
14
14
А теперь посчитайте, насколько уменьшилось количество часов, отведенных на подготовку юного спортсмена. О каких результатах может идти речь если в группах У-3 и У-4 (по-старому ССМ-1 и ССМ-2) часов меньше, чем в СССР и по прежней программе было в УТГ-3 , другими словами на последнем году этапа начальной специализации? Ни о каком совершенствовании спортивного мастерства не может быть и речи. В свете отмены подушевого финансирования я понял, что это делается с одной целью - уменьшить зарплаты тренеров. Ведь без подушевого мы будем получать, видимо, за часы, которые и сократили. Значит надо набирать больше групп. А заниматься традиционными видами спорта дети и родители не очень хотят, вот и надо нам уже подыскивать новое место работы, а детский спорт пусть развивают деятели из Министерств Просвещения и Спорта.
Конечно я утрирую, и все не уйдут, но вопрос в том кто останется? Скорее всего самые талантливые будут искать возможность уехать в другие страны, самые предприимчивые уйдут в бизнес, а останутся бездарности и шабашники, которым надо просто где-то числиться. Естественно никаких звёздочек они не подготовят, а будут тихо, молча проводить, типа тренировки, не будут требовать денег на соревнования на радость администрации и будут решать задачу массовости. Кстати именно массовость сейчас выходит на первое место по важности, а не спортивные достижении воспитанников.
Я не буду делать выводов из всего рассказанного, ведь это только мой взгляд на проблему, может другие увидят здесь положительные моменты, возможно я чего-то не понимаю, или я безнадёжно отстал от времени. Всё может быть, но я описал так, как вижу это я, а выводы пусть каждый делает сам для себя. Навязывать свою точку зрения вещь неблагодарная.