В горной долине у реки Гизельдон в 37 километрах от Владикавказа лежит полузаброшенное село Даргавс. На каменистых склонах издалека видны крыши аланского могильника конца I тысячелетия н.э.
В конце Раннего Средневековья территория Восточной Осетии подчинялась царевичу Таге, который держал власть над Дарьяльской перевальной дорогой, главной транзитной артерией Кавказа, обеспечивая безопасность и взымая плату за проезд - деньгами, драгоценностями и скотом.
Тага был родоначальником всех знатных осетинских родов, носивших почти эльфийское название - алдар. Так называли аристократию, владетельных князей земель в долине Терека.
Вокруг селения для охраны местности строились боевые башни, принадлежавшие разным родам. Так, на склонах горы Раминыраг и у реки Уаллагдон сохранились башни до 16 метров в высоту с тяжелой и безукоризненной кладкой, выдержавшей войны, землетрясения и тысячелетие.
Входы строились на высоте порядка двух метров, куда можно было попасть по приставной лестнице, а после втянуть ее внутрь и закрыть проход окованной железом дверью.
Воздвигались не только башни, но и склепы. Часто могильники были пристроены к каждому осетинскому жилищу и имели до нескольких ярусов. Склепы горцы строили для того, чтобы не занимать под кладбища драгоценные и редкие участки свободной плодородной земли.
Существует легенда, будто бы в село пришла девушка невиданной красоты и, желая взять ее в жены, мужчины стали биться друг с другом, погибая в дуэлях. Старейшины, охваченные тем же пламенем, не смогли разрешить спор. Женщины объявили незнакомку ведьмой и потребовали изгнания, но мужчины убили ее, не желая, чтобы она досталась кому-то смертному. Тогда и пришла чума, а земля не принимала останки умерших, выбрасывая их на поверхность так, что пришлось строить склепы, чтобы остановить заразу.
Население Осетии во время той эпидемии сократилось с 200 до 16 тысяч жителей. На склонах остались 97 надземных склепов с пирамидальной кровлей, квадратных в плане и полуподземных, в которых находятся останки 10 000 осетин.
Раскопки осетинских могильников позволили сделать выводы о существовании малоизвестного погребального культа у горцев. Часто тела клали в небольшие ладьи и даже оставляли весла, хотя судоходных рек в этой местности не было.
Из-за набегов туристов, не способных устоять перед мещанским порывом схватить себе на память кость или череп, часть содержания могильников утеряна.
В целом же осетинская архитектура с башнями, склепами и замками из камня сохранилась в поразительном для своего возраста виде, понеся существенные потери только в период карательной экспедиции грузинского генерала Абхазова и более поздних, организованных советским правительством.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!
Читать Тайна заброшенной горной деревни Гамсутль / Памирские сказки. Заброшенная крепость в горах