В распоряжение попались несколько любопытных таблиц, в которых указано количество перевезённых пассажиров в разрезе по субъектам РФ (включая Крым после его присоединения), начиная с 2005 года и заканчивая 2018 годом.
Некоторые года в этот промежуток времени вносили свою лепту в историю пригородных перевозок, которые прямо повлияли на пассажиропоток: мировой кризис в 2008 году, полный перевод пригородных перевозок на рыночные рельсы с 2011 года, кризис пригородных перевозок, пик которого пришёлся на 2014 - начало 2015 года и тому подобное.
В 2005 году пригородными поездами по всей стране было перевезено более 1.2 млрд.пассажиров. Тряхнувший страну кризис в конце нулевых снизил эту цифру почти в полтора раза - тогда практически повсеместно отменялись пригородные поезда, и если в Московском регионе к 2010 году снижение было не особо уж и сильным, то падение в Петербургском регионе и во всей остальной стране оказалось весьма себе ощутимым.
После перевода пригородных перевозок на рыночные рельсы, пассажиропоток в Московском регионе начал постепенно приходить на докризисный уровень и особенно его уже превосходить после ввода МЦК в эксплуатацию. В Петербургском регионе цифры по количеству перевезённых пассажиров так в целом и зависли на уровне 2010 года, а во всей остальной России продолжили падать, особенно, после кризиса пригородных перевозок в 2014 году.
Пассажиропоток пригородных поездов в остальной России выглядит следующим образом:
В Чечне, Ингушетии, Калмыкии и на Ямале с пригородными перевозками в своё время полностью порешали в пользу полной отмены поездов для пассажиров (однако, известно, что в Калмыкии есть рабочий поезд, который ходит с Олейниково в Артезиан).
Более 75% пассажиров с 2005 года потеряли:
- Белгородская область (там пассажиропоток формировался в большей части жителями Украины, а после соответствующих событий, подкреплённые пиком кризиса пригородных перевозок, перевозки оказались попросту уничтожены),
- Челябинская область (в своё время у местных властей был конфликт с перевозчиками, где первый считал, что в области работают 3 перевозчика и они должны типа как конкурировать между собой),
- Забайкальский край (там просто денег нет и вообще держитесь там),
- Вологодская область (где в начале 2015 года полностью остановили пригородные перевозки за долги),
- Бурятия (где одно время тариф за пригородные перевозки составлял более 100 рублей за 10 км, а местные власти периодически повышали тариф, лишь бы не платить разницу между экономически обоснованным и установленным для пассажиров тарифом),
- Псковская область (из-за дороговизны использования дизель-поездов также временно прекращалось движение в начале 2015), Амурская область (ещё бы кто катался там за 95 рублей/10 км),
- Марий Эл (если не изменяет память, то там ходит лишь один сезонный дизель-поезд из Казани)
- а также Тульская область, Кузбасс, Тамбовская область, Курская область, Смоленская область, Хабаровский край, Ивановская область, Чувашия, Ульяновская область, Карелия и Мурманская область.
В 2005 году, не считая московский и петербургский регионы, было 20 регионов с годовым пассажиропотоком выше 10 миллионов в год. В 2018 году таких регионов осталось лишь 4. Иркутская область в прошлом году покинула "элиту десятимиллионников".
Положительная динамика с пригородом с 2005 года наблюдается лишь в Краснодарском крае (да и то, толчок поддала там олимпиада в Сочи в 2014). В Ханты-Мансийском АО, Коми, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, хотя и имеется положительный тренд с тех времён, но это можно списать лишь на либо удачно назначенную пару поездов, либо на удачное привлечение пассажиров с автобусов.
Как вывод - пригородные железнодорожные перевозки медленно и верно превращаются из общероссийских в сугубо московские. Более того, приходящаяся на московский регион доля вырастет ещё за счёт ввода МЦД, куда планируют привлечь ещё пассажиров.
Региональные же власти, к сожалению, не смогли справиться с тем, что их пригородные поезда "порешал рыночек" - где-то власти посчитали, что платить за электрички - это неэффективные расходы регионального бюджета, где-то установили завышенные цены на перевозки, и пассажиры, голосующие рублём, ушли на другие виды транспорта, где-то просто кататься стало некому по естественным причинам.
Для полноты представления можно дополнительно почитать про работу пригородных пассажирских компаний, которые сейчас оперируют перевозками пассажиров пригородными поездами.