Найти в Дзене
Цветной Бульвар

"Муж хлестал меня ремнем": дерзкий стих Ахматовой, от которого приходил в бешенство Гумилев

Как часто мы принимаем прочитанное близко к сердцу.

Стихотворение Анны Ахматовой о том, как муж хлестал ремнем неверную женщину, заставляет вздрогнуть и поблагодарить судьбу за то, что твой собственный муж не поднимает на тебя руки. И что мирских дел столько, что налево посмотреть - просто нет времени.

А потом становится жаль Ахматову. Не повезло женщине...

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнём.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнём.
Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

Но не стоит забывать, что поэты и писатели - великие фантазеры. Они легко вживаются в любые роли и предстают перед нами в различных амплуа. В одном стихотворении - Анна Ахматова уставшая от жизни, разочаровавшаяся женщина, в другом - падшая блудница, в третьем - кроткая послушница монастыря.

И в этом и есть великий дар и талант - писать так, чтобы тебе верили. Чтобы сочувствовали и сопереживали.

Мы ведь не подозреваем сценаристов и режиссеров фильмов в том, что все действия на экране, когда-то случались в их жизни? Но с поэтами не так.

Николай Гумилев, муж поэтессы, тем не менее, прекрасно понимал, что любой стих жены - это отражение ее души. И приходил в бешенство, понимая, что публика будет воспринимать его, как домашнего тирана. Анна Ахматова небрежно отмахивалась: "Подумаешь... это игра слов, не более".

В этом стихотворении речь идет не о распущенности и вседозволенности. А о любви такой силы и мощности, что ремня кожа не чувствует.

И еще не могу не вспомнить коротенькое стихотворение Николая Некрасова, которое в свое время, меня немало удивило:

"Вчерашний день, часу в шестом..."

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
-2

Меня настолько возмутили эти строки, что я решила найти на них отзывы литературных критиков в интернете.

И правильно сделала, как оказалось! Я выяснила, что в год написания стихотворения, в 1848 году, ни о каких телесных наказаниях кнутом не могло быть и речи. Император отменил их тремя годами ранее - в 1845.

А биографы связали это стихотворение с ситуацией, которая сложилась вокруг творчества поэта: его произведения то и дело запрещались, по мнению властей Некрасов не должен был освещать тяготы народные, и писать должен был лишь о красоте закатов и рассветов.

Страдающая крестьянка - образ музы поэта, которая кротко и молча сносила все удары судьбы. А в реальности девушки не существовало.