Повышают прозрачность?
Ассоциация «Финтех» подготовила и направила в Банк России концепцию развития открытых API в финансовой сфере. Внедрение такого подхода должно дать любым прошедшим аккредитацию банкам доступ о клиентах и продуктах, используемых другими кредитными организациями. Предполагается, что это повысит конкуренцию на финансовом и банковском рынках. Но предложенный подход потребует раскрытия персональных данных и информации, составляющей банковскую тайну, против чего могут выступить клиенты банков.
Список рекомендованных открытых данных: информация о банке, профиль клиента, текущий счет, депозит, дебетовая карта, кредитная карта, потребительский кредит, автокредит, страховой продукт, переводы, платежи и другое.
Столь подробная детализация имеет два нюанса — необходимо согласие клиента на использование персональных данных и на разглашение банковской тайны.
Будет ли простого согласия клиента достаточно?
Наш специалист прокомментировал ситуацию, специально для Издания Коммерсантъ:
Сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов составляют банковскую тайну, согласия — в типичном понимании вопроса — будет недостаточно.
Предложенная концепция предусматривает создание оператора среды открытых API, который будет заниматься внедрением ее на финрынке, разработкой и актуализацией стандартов, поддержкой участников, ведением их реестра, организацией процесса разрешения споров.
Полагаю, что оператором среды открытых API может выступить "Ростелеком". Тем более что именно эта компания выбрана оператором системы персональных и биометрических данных граждан.
Александр Кожевников
Заместитель руководителя юридического департамента, АМУЛЕКС