Это надо постараться — в наше время устроить дефицит. У "Магнита" получилось.
Сковородная эпопея
Видео батлов за сковородки по акции в магазинах сети становятся вирусными. Они разлетаются по интернету с той же скоростью, что и сами сковородки.
Покупатели делятся лайфхаками — как получить желанную сковородку. Хорошо, если у вас есть знакомый продавец в "Магните", который сообщит, когда подвезут очередную партию. Если таких в ближайшем окружении не нашлось, можно подкупить продавца шоколадкой.
Вместо акции лояльности "Магнит" устроил настоящий квест для тех, кто соскучился по советскому дефициту и продаже "для своих" из-под прилавка.
Удивляет, что люди с удовольствием включаются в эту игру. Сковородки раздают не бесплатно. Их цена — от 400 до 900 рублей — примерно равна их себестоимости. Учитывая, что каждый жаждущий сковородку до этого ещё купил в "Магните" товаров на 10 000 рублей, для "Магнитов" акция оказалась более чем успешная.
Правда, она планировалась как акция лояльности. Но что получила торговая сеть? Рассерженных покупателей. Подорванное доверие ко всем последующим подобным акциям. Но российский потребитель такие обиды быстро забывает и прощает.
"Магнит" уже не притягивает
Сковородная эпопея "Магнита" показала некомпетентность нового менеджмента компании. Едва ли такое было бы возможно при Сергее Галицком.
Галицкий, создавший компанию, был заинтересован в её развитии. Это была его идея, его детище и он хотел сделать всё наилучшим образом.
Судя по скандалам, которые происходят в управленческой верхушке "Магнита" и становятся достоянием общественности, новым топ-менеджерам интересно просто получать бонусы и премии. Их размер, похоже, не очень-то увязан с показателями работы торговой сети.
Новые владельцы компании хотят получать денег много и прямо сейчас. Изменилась дивидендная политика компании. При Галицком "Магнит" направлял на дивиденды один раз в год от 40 до 60 процентов чистой прибыли. Остальное шло на развитие компании. Сейчас на дивиденды уходит 77 процентов прибыли. И выплачивать из стали дважды в год — в январе и июне.
Странными выглядят метания в поисках новых форматов магазинов. Задумали новые гипермаркеты без еды, но с бытовой техников и электроникой. Тестируют алкомаркеты "Магнит вечерний".
"Магнит" теряет доверие не только покупателей, но и инвесторов. Их не привлекают даже высокие дивиденды. Стоимость акций компании падает. Сейчас одна акция стоит меньше 3200 рублей. Хотя видимых причин для такого падения нет.
Столько давали за акцию "Магнита" в январе 2012 года. Сейчас компания стоит меньше 350 миллиардов рублей. В лучшие годы капитализация превышала 1 триллион рублей.
29 октября "Магнит" опубликует свои финансовые результаты за третий квартал. Это может спровоцировать новое движение цены акций. И не обязательно в сторону увеличения.
Что это? Конец истории "Магнита" в том виде, как его создал Галицкий? И почему у всего, за что берётся государство (крупнейший акционер "Магнита" — госбанк ВТБ) одинаково печальный финал?