Найти тему
Без паники

А почему бы вам не? Или что мне говорили про семейное обучение

Меня часто спрашивают, как же мы «решились» на семейное обучение. Именно вот это вот, «решились», произносится с пиететом. Некоторые мои знакомые и рады были бы не таскаться в школу через полгорода к 8 утра, не отвлекаться на родительские чаты, не мучиться на родительских собраниях и не платить регулярные поборы. Но СО для них страшно. Страшно, потому что непонятно и неизвестно, а еще ходит много мифов и слухов и, почему-то, люди никогда такую систему не пробовавшие, обожают этими слухами друг друга пугать.

В этом посте я расскажу, что довелось услышать мне и Маше почему на наши решения это не повлияло.

Наше семейное обучение началось спонтанно с середины 5-го класса. Во времена Машиной младшей школы я очень много работала в офисе и сама училась в магистратуре, поэтому идея СО даже не рассматривалась. К тому же, нам сильно помогала моя мама, она отводила Машу в школу и забирала из нее, общалась с учительницей, помогала Маше с уроками. Именно поэтому про некоторые перлы учительницы я узнаю только сейчас. Впрочем, тогда у меня не было времени и ресурса что-либо с этим сделать. Я еще напишу отдельные поосты про необходимые ресурсы родителей, реальные затраты усилий и времени и страхи.

В начальной школе Маша была круглой отличницей. Она хорошо соображает, а бабушка с пристрастием следила за дисциплиной и точным выполнением всех заданий. В общем, мне даже казалось, что контроль был чрезмерным. Все-таки учеба должна быть в зоне ответственности ребенка, в том числе и вопросы самоорганизации. Но и это уже другая история.

Итак, скандал со школой был еще в самом разгаре, мы только-только приняли решение уходить, я поделилась этим решением в фейсбуке и написала, что, видимо, какое-то время поучимся дома, нужно переварить стресс.

И тут же полились советы и мнения:

  • попробуйте такую-то школу
  • а вот у меня ребенок учится и ему все прекрасно
  • ой-ой, не прерывайтесь в середине учебного года

Это из мягкого и относительно корректного.

Еще было:

  • ты делаешь очень плохо для ребенка, она должна сама разобраться с буллингом, это воспитывает лидерские качества
  • лучше бы на бокс/борьбу/каратэ отдала
  • а из института ты ее тоже заберешь, если ей не понравится?
  • надо учиться жить в системе, не смогла в школе, не сможет и в обществе
  • главное в школе не знание, а преодоление

Такие высказывания и советы не выбили меня из колеи, потому что на тот момент я знала несколько важных вещей:

  • насилие и хамство не норма и не модель общества. Вернее, слава богу, у меня есть возможность выбирать не жить в обществе, построенном по такой модели
  • важно показать ребенку, что можно всегда найти выход, оставаясь в правовом поле (это конкретно про буллинг и способы с ним справиться)
  • решения вопросов иногда могут находиться за пределами условий задачи. Машина цель в школе — получить знания, она это осознавала уже в 5-м классе и предпочитала не тратить силы на борьбу за лидерство.

Следующую порцию критики и мнений мы получили, уже находясь на СО. В данном случае, это были мнения родственников и относительно близких людей.

Примерно такое:

  • вырастишь маугли, она ж разучится с людьми общаться
  • школа жизни очень нужна
  • у Маши не хватает самодисциплины, она никогда в жизни не сможет дома учиться (это от бабушки)
  • ты не сможешь работать и ее контролировать, успустишь ребенка (тоже от бабушки)
  • ты тупая, потому что в школу не ходишь (это уже Маше одна ее знакомая троечница выдала)

На этом этапе я как те парижские пожарные просто продолжала делать свое дело. С общением у дочери точно было все в порядке, т.к. она ходила в художку 3 раза в неделю и там очень быстро обросла классной компанией. С девчонками оттуда они продолжают поддерживать связь и сейчас. У них общие интересы и темы для разговоров, они взаимодействуют на совершенно другом уровне (по сравнению с обычной школой), поддерживают друг-друга, обсуждают свои творческие вопросы. Маша приглашала подруг к нам домой и они делали веселые вечеринки, ходила с ними в музеи.

Про самодисциплину, я всегда держала в голове старую английскую поговорку «Не воспитывайте детей, воспитывайте себе, ваши дети все равно будут на вас похожи». Это помогло не паниковать, когда казалось, что мы что-то упускаем, другие дети вон вкалывают, а Маша дурака валяет. Пришлось выстраивать график и мой и Машин и следить за его выполнением. Но в случае срывов, я обращалась к себе, придумывала, как разобраться с организацией. На первом этапе очень помогла работа с репетиторами. Маша занималась математикой и английским по скайпу, в определенное время. Получала домашние задания, которые нужно было успеть сделать. Занятия по остальным предметам я вписывала между этими уроками и старалась контролировать выполнение.

Сейчас я ввела еще довольно жесткий контроль распорядка дня. Мы встаем в 7.30, ложимся не позже 23, едим в определенно время. И не то, чтобы как-то сильно напрягаемся, но это все помогает держать определенные ритм и работы и занятий. При этом свободы у нас на порядок больше, чем у учеников стандартных школ и их родителей.

Не обращать внимания на критику и не опускать руки помогло еще и классическое тренинговое упражнение. Когда в голове начинают звучать фразы про «у вас ничего не получится потому, что», я начинаю представлять, кто это говорит и почему для меня это может быть важно. Чаще всего оказывается, что говорят это люди: а) без личного опыта СО б) без детей, либо принимающие в воспитании детей очень посредственное участие (один разведенный мужчина долго на мозги капал) в) не особо успешные и реализованные.

И все же, не все альтернативные мнения я пропускаю мимо ушей. Один близкий человек считает, что школа дает системность подхода к образованию, а навык выстраивать отношения с очень разными людьми, развивает способности по решению комплексных задач и проблем. У этого человека позитивный школьный опыт, он сам был круглым отличником и умел прекрасно ладить с хулиганами. Нашу разницу во взглядах я списываю на разницу психотипов. Он аналитик и педант, отлично чувствующий себя в системе, а я творческий раздолбай. И, кажется, моя дочь похожа на меня.

Хорошее же про СО я слышу в основном от людей имеющих такой опыт. Я понимаю, что выборка из моих знакомых вполне может оказаться нерелевантной, но пока все СО-шные дети, которых я видела — просто прекрасны, их мышление свободно, а знания глубоки. Но это, конечно, очень-очень-очень субъективный взгляд.

А самую крутую вдохновляющую фразу я услышала от Машиного репетитора по математике, после удачно сданного аттестационного теста: «Маша молодец, она идет своим путем, нестандартно подходит к задачам и умеет собираться, когда нужно».

Так что, продолжаем.

Иллюстрация к посту сделана Машей
Иллюстрация к посту сделана Машей

Я веду этот канал, для того, чтобы поделиться своим реальным опытом семейного обучения, обсудить с вами плюсы, минусы и подводные камни. Буду рада вашим вопросам в комментариях здесь или в личку фейсбука. Ваш отклик очень вдохновит и мотивирует писать дальше.