Когда я была в Берлине, то отметила, что местная система транспортного сообщения очень удобна: легко перемещаться по центру и добираться до окраин и пригородов. В городе два основных вида общественного транспорта: U-bahn – метро и S-Bahn – городские электрички (есть еще автобусы и трамваи, но о них я здесь отдельно писать не буду).
U-bahn напоминает нашу подземку (80% путей проходит под землей). Правда, здесь нет такого архитектурного разнообразия, как в нашем метро. Поезда на этих линиях старенькие, но создают меньше шума, чем московские. После возвращения из Берлина мне стало казаться, что наши поезда прямо грохочут, выезжая из тоннеля, хотя раньше я как-то не обращала на это внимания.
Поезда S-bahn движутся по открытой поверхности и их линии тянутся до пригородов. На такой городской электричке легко доехать до аэропортов «Tegel» и «Schonefeld», а можно отправиться на экскурсию в один из пригородов, например, в Потсдам, который прославился дворцом Сан-Суси. Но это для туристов, а местные жители, живущие на окраинах, видимо, без особых проблем добираются с работы в центре города до дома.
Вагоны S-bahn более широкие и удобные, чем U-bahn. К тому же приятнее ехать по городу и окрестностям и любоваться пейзажами, чем уткнуться в темноту тоннеля или в экран своего мобильника. Поезда S-bahn не такие переполненные, как московское метро, что приятно.
Аналогом немецкого S-bahn можно считать Московское центральное кольцо. Насколько я помню, при запуске МЦК в СМИ сообщалось, что столичные проектировщики при его создании ориентировались на берлинскую модель транспорта. Конечно, окружная железная дорога была проложена еще в начале XX века – в 1903-1908 годах, но в качестве общественного транспорта она начала эксплуатироваться только три года назад - в 2016 году. Когда еду по МЦК, особенно по зеленому участку между «Владыкино» и «Измайлово», действительно, вспоминаю Берлин. Да и внешний вид станций МЦК тоже вызывает ассоциации с немецкой столицей.
Посмотрим, что будет, когда в Москве введут Московские центральные диаметры. Может быть, в столице появится свой S-bahn?
Ну а теперь вернемся в Берлин. Сильно удивил меня многоуровневый центральный вокзал немецкой столицы - Hauptbahnhof. Здесь пересекаются и линии S-bahn и U-bahn, и линии поездов дальнего следования, на которых можно добраться до других европейских городов – Мюнхена, Инсбрука, Будапешта и др.
Вокзал чистый, аккуратный. Несмотря на обилие отходящих отсюда поездов, все ясно и понятно. Немецкая четкость и пунктуальность! Кроме того, в здании вокзала множество кафе, ресторанов, сувенирных, книжных лавочек и магазинов даже известных брендов. Хорошая возможность заняться шоппингом в ожидании поезда! Но до немецких вокзалов нам еще далеко…