Найти тему
Калейдоскоп Х-фактов

Работа на корабле космического флота СССР.

До распада СССР, на просторах мирового океана несли свою вахту суда космического флота, обеспечивая бесперебойную связь со спутниками и пилотируемыми космическими кораблями, находящимися на околоземной орбите. Корабли базировались в двух городах Советского Союза - Одессе и Ленинграде. Я не буду подробно описывать названия и характеристики всех этих судов, напишу лишь о своих воспоминаниях, впечатлениях и ощущениях в период моей работы на одном из таких кораблей.

Служил я, или как у нас было принято говорить - работал, на корабле "Академик Сергей Королев". Данное судно, как и другое "Космонавт Юрий Гагарин", являлись флагманами космического флота СССР. В то время, для конспирации и соблюдения режима секретности, все офицеры на кораблях космического флота ходили исключительно в гражданской одежде, занимали должности научных сотрудников экспедиции, а само судно, якобы, официально принадлежало Академии наук СССР и к Министерству Обороны СССР не имело никакого отношения. Хотя сам корабль являлся отдельной воинской частью. Обращались на корабле к старшему начальнику только по имени и отчеству. Никаких воинских званий произноситься не должно. В космических войсках, среди военных, такие корабли называли "плавучими санаториями", а службу на них халявой.

Судно "Академик С.Королев".
Судно "Академик С.Королев".
Судно "Космонавт Ю.Гагарин".
Судно "Космонавт Ю.Гагарин".

Однако, давайте посмотрим, так ли уж было легко и беззаботно на самом деле работать на кораблях космического флота?

На каждой работе есть свои плюсы и минусы. Начнем с минусов.

Во-первых, рейс длится, в среднем, 7-9 месяцев (один раз рейс длился 11 месяцев). Уходишь в рейс официально на 6-7 месяцев. Как правило, в конце шестого - начале седьмого месяца поступает приказ о вынужденном продлении рейса на месяц - полтора. Но, так как, согласно общевоинскому уставу, "военнослужащие должны стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы", никаких жалоб и возражений со стороны членов экспедиции не поступает. Все в душе обматерили вышестоящее начальство и продолжили дальше нести свою вахту в океане.

Каждый корабль имел своего "напарника" или сменщика. Иными словами, судно "Академик С.Королев" меняло судно "Космонавт Ю.Гагарин" и наоборот. Одновременно двух этих кораблей в океане не было. Иногда рейс продлевали по причине неготовности к запланированному выходу в море того ли иного корабля.

Во-вторых, более полугода в море и постоянная смена часовых поясов, не всегда благополучно сказывается на здоровье. У многих начинались проблемы с давлением, бессонницей, тахикардией и постоянным насморком из-за влажности. Я уже не говорю о морской болезни. Качка на корабле присутствует постоянно. Говорят, что со временем организм к качке привыкает и морская болезнь отступает. Нет, это не правда. У нас были ребята, в буквальном смысле, обнимавшие унитаз во время шторма.

В-третьих, шторма. Наш корабль нес свою вахту в районе острова Сейбл, что недалеко от побережья Канады. Так вот там, волнение моря в 4-5 баллов, считается обыденным явлением. Ну а когда шторм превышает 8-9 баллов, работы на корабле прекращаются, за исключением дежурной вахты. Сотрудники находятся в своих каютах и почти все лежат в своих койках, так как хождение по кораблю в этот момент небезопасно (можно получить серьезные травмы и увечья). В качестве пищи, выдается каждому сухой паек. Корабль швыряет то вверх, то резко вниз, то он накренится на левый борт, то на правый. И это может продолжаться около суток.

В-четвертых, более полугода не видишь свою семью (на корабль брали только женатых, желательно, чтобы у них были дети и обязательно сотрудник должен быть членом КПСС, в крайнем случае, членом ВЛКСМ). К концу четвертого месяца плавания у многих начинается депрессия и почти каждый клянется, что это его последний рейс и больше он в море ни за что не пойдет. Жена и дети ставятся на первое место. Жизнь на корабле приедается и становится скучной и неинтересной. Одни и те же лица настолько надоедают, что иногда, особо нудного и надоедливого, просто хочется прибить. Однако, на пятом - шестом месяце "открывается второе дыхание" и начинается обратный отсчет времени, т.е. все считают дни до возвращения домой.

В-пятых, жизнь на корабле идет по уставам и регламентирующим нормативным документам. За нарушение определенных правил, тебя могут ближайшим судном отправить в Союз и выдать такую характеристику, что даже в тюрьму не возьмут. Предварительно конечно исключат из партии или из комсомола.

В-шестых, на корабле все работаю в две смены. Одна сутки дежурит, проводя сеансы космической связи, другая сутки отдыхает. Затем смена. Таким образом, каждый сотрудник спит в месяц не более 15-ти ночей. Иногда, на особо важных сеансах связи, в качестве усиления, привлекаются сотрудники из отдыхающей смены. Исключения составляют заходы в порты и регламентные работы, когда нет сеансов связи.

На а теперь посмотрим какие же плюсы были в работе на корабле.

Во-первых, корабли космического флота существовали в СССР с начала 60-х по начало 90-х годов. Тогда в стране развитого социализма, из импортных вещей, были только товары из стран-участниц Варшавского договора и из стран, так называемого, социалистического лагеря, да и то достать их было очень сложно. А тут можно было привезти любой дефицитный товар производства США, Канады, Испании, ФРГ и т.д. Корабли заходили в зарубежные порты примерно раз в месяц на 4-5 дней для пополнения запасов воды и продовольствия. Естественно, все члены корабля сходили на берег и с утра до вечера бродили по городу, осматривали достопримечательности, посещали магазины и супермаркеты, покупая ту или иную вещь. Каждый знал, в каком городе можно дешево купить аппаратуру, а в каком одежду. А города то какие, пальчики оближешь - Лас-Пальмас (Канарские острова Испания), Рио де Жанейро (Бразилия), Гамбург (ФРГ), Роттердам (Голландия), Гавана (Куба), Сент-Джонс (Канада), Веракрус (Мексика) и т.д.

Во-вторых, двойная зарплата. Всем членам корабля в море платили валюту, а зарплата в рублях капала на сберегательную книжку в Союзе. Иными словами, каждый покупал за границей товар на заработанные валютные деньги. По приходу домой, в сберкассе снимал накопившуюся за 7-9 месяцев сумму в рублях. У меня, например, за рейс выходило более двух с половиной тысяч рублей. Для середины 80-х годов это была очень даже неплохая сумма.

В-третьих, после одного, максимум двух рейсов, всем выделяли квартиры. Жилье предоставляли либо в Одессе, либо в Ленинграде, либо в Московской области (по желанию сотрудника).

В-четвертых, за время службы на корабле, военную форму надеваешь только один раз (парадную, по прибытии в Союз), исключительно для того, чтобы сфотографироваться и тем самым, освежить фото в личном деле, в связи с присвоением очередного воинского звания или добавлением на китель медали.

Заход в Испанию. Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
Заход в Испанию. Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
Наш корабль в порту г. Сент-Джонса (Канада). Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
Наш корабль в порту г. Сент-Джонса (Канада). Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
На улицах г. Сент-Джонса  (Канада). Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
На улицах г. Сент-Джонса (Канада). Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
Наш корабль  у причала г. Сент-Джонса (Канада).  Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.
Наш корабль у причала г. Сент-Джонса (Канада). Середина 80-х годов. Фото из личного альбома автора.

К сожалению, после развала Советского Союза, все корабли космического флота были ликвидированы, порезаны на металлолом, а затем проданы в другие страны. Вот уже более двадцати пяти лет их нет, но память о каждом навсегда останется в сердцах тех, кто отдал им частицу своей души и жизни.

Вот вкратце и все. Спасибо за внимание.