Давайте проверим, как Вы понимаете античность и сможете ли разобраться, что к чему, оказавшись в Древнем Риме? Ответьте на вопросы: верно или неверно.
- Римляне считали, что имя предопределяет судьбу девочки. – Верно/неверно
В Древнем Риме жгли книги греческих философов. – Верно/неверно
Автографы древних поэтов хранились в специальных архивах и передавались из поколения в поколение, чтобы потомки могли увидеть почерк великих людей. – Верно/неверно
В римском обществе актеры находились примерно на одном уровне с рабами и проститутками. – Верно/неверно
ОТВЕТЫ В КОНЦЕ СТАТЬИ
Отношение к Риму замечательно показал кинорежиссер Федерико Феллини. Феллини не считают римским бытописателем, поскольку его родина Римини. Кстати, он замечательно вернул нас в места своего детства в «Амаркорде». Однако Риму Феллини посвятил много страниц своего творчества. И самым интересным в этом отношении был фильм «Roma».
Там задокументирована одна важная идея, которую путешественник должен понимать, когда начинаешь бродить по Риму. Этот город стоит на семи, хотя некоторые говорят, что на шести археологических слоях. То есть, нужно отдавать себе отчет, что ты попадаешь в огромное пространство, которое на разных уровнях свидетельствует о той или иной эпохе. И все это находится под землей. И вот Феллини в фильме «Roma» рассказал об одном эпизоде строительства римского метро.
Обратим внимание, что в Риме почти нет городского транспорта в его европейском понимании, как, например, в Париже или в Лондоне. В Москве, кстати, ты, спустившись в метро, чаще всего попадешь в нужный тебе район.
Но в Риме метро маленькое, но не оттого, что итальянцы не понимают значения метро, а потому что они не могут справиться с этими археологическими слоями.
Как только они куда-то копнут, то сразу натыкаются на археологическую зону, которую нельзя трогать.
Так вот, в фильме Феллини большой «путепроходческий» щит, который прокладывает тоннель, вдруг неожиданно попадает в пустоту.
Рабочие останавливают машину, проходят вперед и понимают, что оказались в огромном пространстве – в парадном зале какой-то старинной виллы с колоннами, красивыми фонтанами и, главное, с потрясающими фресками. И эти рабочие в касках стоят совершенно изумленные и смотрят на эти фрески.
Я не знаю, как Феллини это снял, тогда спецэффектов в кино было не так много, но фрески на наших глазах скукоживаются, тускнеют и пропадают. Они соприкоснулись с кислородом…
– Да, но у Феллини получается более широкая аллегория. То, до чего мы дотрагиваемся…
– Верно, но следует заметить, что это почти хроникальный эпизод.
Был такой потрясающий режиссер-документалист Гуалтьеро Якопетти – один из столпов итальянской документалистики. Он в 60-х годах делал великолепные фильмы о разных странах и континентах, но его подвергли остракизму собственные итальянские товарищи по цеху, когда он однажды снял расстрел заложников в Конго.
Расстрел заложников закончился, и выяснилось, что ничего не записалось – то ли камера заела, то ли пленка была плохая. И тогда Якопетти попросил расстрелять следующую партию заложников…
– Не верю, – запротестовал я. – Художника может обидеть каждый…
– Якопетти тоже говорил, что это неправда. Но слух такой упорно ходил, и ему долго не могли простить эту историю. Поэтому я не удивлюсь, если узнаю, что Феллини для достоверности пожертвовал какими-то фресками…
Кстати, погиб Якопетти снимая фильм «Жажда». Он делал его в пустыне и сам был участником этого эксперимента. И когда он умирал от жажды, то кричал оператору: «Снимай, снимай!» Так что, это ребята, для которых правда жизни была важнее всего.
Замечено, что на туриста, который приехал в Италию в первый раз, Рим производит впечатление довольно неряшливого и неопрятного города.
Это меня всегда удивляло. Я даже помню реплику одного высокопоставленного российского чиновника, который решил посмотреть Рим. А его по городу сопровождала прекрасный знаток Италии Людмила Хаустова-Станевская – автор великолепного путеводителя «Рим в ореоле легенд и преданий».
Так вот, этот чиновник как-то брезгливо вопрошал, почему город такой грязный и почему его чистоту как-то не поддерживают. И вот такой был замечательный ответ Людмилы Яковлевны: «Знаете, Рим – как пожилая аристократическая дама. Она не стесняется своих морщин и не скрывает их».
Полагаю, это точное и остроумное замечание.
ОТВЕТЫ:
1. Римляне считали, что имя предопределяет судьбу девочки. неверно
У римлян вообще не было женских личных имен. Девочек называли фамильным именем и иногда порядковым числительным, если в семье было несколько дочерей. Например, дочь Цицерона звали Туллия, потому что Туллий — родовое имя Цицерона; дочь Сципиона Африканского — Корнелия, потому что родовое имя Сципиона — Корнелий, а имя Юлия означает принадлежность к роду Юлиев (например, дочь Гая Юлия Цезаря).
2. В Древнем Риме жгли книги греческих философов. верно
Когда Римская республика ощутила на себе мощную культурную экспансию греков, римляне испугались, что иноземные философские учения будут подрывать нравственные и религиозные основы римского общества — богобоязненность и очень важный для римлян патриотизм. Тогда в Риме были сожжены книги философского содержания, затем из города были изгнаны эпикурейцы, которые развращали народ своим учением о наслаждении. В 161 году до н. э. специальный указ Сената запретил иностранным философам находиться в Риме. В 155 году до н. э. сенатор Катон требовал изгнать греческих философов, которые снова проникли в город в качестве послов.
3. Автографы древних поэтов хранились в специальных архивах и передавались из поколения в поколение, чтобы потомки могли увидеть почерк великих людей. неверно
До нас не дошло ни одного автографа известного античного поэта. Исключение составляет лишь позднеантичный поэт Диоскор, который жил в египетской деревне Афродито в VI веке н. э. Стихотворения, написанные его собственной рукой, сохранились случайно: он записывал их на обороте документов своего делового архива. Видимо, Диоскор получил хорошее образование и имел литературные амбиции. Но стихи у него довольно плохие.
4. В римском обществе актеры находились примерно на одном уровне с рабами и проститутками. верно
В отличие от Древней Греции, в Риме актеры часто были рабами и хозяин мог побить актера за плохое представление. Кроме того, актерами становились бывшие рабы — отпущенники, а вот римские граждане становиться актерами не могли: считалось, что игра в театре недостойна римского гражданина с моральной точки зрения. Это было связано с тем, что на сцене разыгрывались непристойные истории и на сцене актеры должны были обнажаться и вступать в сексуальные отношения.
***************
Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ