Найти тему

Кто отвечает за ошибки в бухгалтерии?

Оглавление
*на фото - реальные сотрудники компании 1С:БухОбслуживание.Альфа-Финанс (г.Новосибирск)
*на фото - реальные сотрудники компании 1С:БухОбслуживание.Альфа-Финанс (г.Новосибирск)
При выборе способа организации бухгалтерского учета у предпринимателя обычно три дороги: пригласить приходящего бухгалтера (родственника, знакомого по рекомендации, или другого доверенного человека), нанять бухгалтера в штат или заключить договор с аутсорсинговой компанией. И от способа организации зависит безопасность предприятия, потому что разные виды бухгалтерии подразумевают разную ответственность. В чём разница? Давайте разбираться!

Когда бухгалтер виноват, а когда – нет?

Деятельность бухгалтера регулирует такое количество кодексов, законов и прочих документов, что можно собрать небольшую библиотеку. Но если коротко, то ответственность бухгалтера бывает:

  • У приходящего бухгалтера – ответственность перед собственной совестью, подкреплённая устными обещаниями руководителю организации и личной порядочностью;
  • У штатного сотрудника – дисциплинарная и материальная – как и у многих других сотрудников, а также административная и уголовная – если ущерб причинён уже не организации, а государству;
  • У аутсорсинговой компании – гражданская ответственность, прописанная в договоре с компанией (регулируется ст. 39 ГК РФ). А также административная и уголовная – как у любой другой организации.

Бывает ли так, что в компании что-то случилось, а бухгалтер не виноват? Конечно! И речь не только о закоротившей проводке или опустевшей кофе-машине.

По закону бухгалтер несёт ответственность, во-первых, собственно за ведение бухгалтерского учёта, и, во-вторых, за то, что прописано в договоре с ним.

Если же штатный бухгалтер совершает какое-то противоправное действие по требованию гендиректора, крайне предусмотрительно заручившись его письменным распоряжением, то ответственность понесёт именно директор.

Более того, согласно ст. 13 закона о бухгалтерском учёте, первичная ответственность за ведение бухгалтерии лежит именно на экономическом субъекте – то есть, по сути, на организации! Поэтому, находясь в кресле руководителя, важно помнить, что ответственность за бизнес в первую очередь всё-таки ваша, а потому выбирать бухгалтера необходимо крайне осмотрительно.

Как обезопасить организацию?

Как говорится, соломку везде не подстелешь, но матрас к спине привязать всё-таки можно. В нашем случае роль такого «матраса» играет договор с бухгалтером.

С приходящим бухгалтером заключить такое соглашение можно (увы!) только устно. Если повезёт, есть шанс получить сотрудника, который честно скажет: «Я ошибся, из-за меня у вас штраф, удержите эту сумму из моего гонорара». Если речь о нескольких тысячах, то большинству сотрудников, кроме, разве что, самых жадных, не сложно компенсировать ущерб.

А вот если размер штрафа достигнет десятков, а то и сотен тысяч, то высока вероятность, что приходящий бухгалтер сменит телефон, место жительства, имя, фамилию, явки и пароли, и тогда уже взыскать ущерб не получится. Никак.

Если речь о штатном сотруднике, то ни в коем случае нельзя пренебрегать трудовым договором, где главное – максимально чётко прописать обязанности бухгалтера (в самом документе, или, как вариант, в должностной инструкции). Также в трудовой договор со штатным бухгалтером можно (и нужно!) включить пункт о материальной ответственности.

Не стоит забывать, что при заключении трудового договора важно оставаться в рамках закона. За нарушения в тексте документа (их уж тем более за откровенные противоречия законодательству) можно получить как минимум административный штраф (ст. 5.27 КоАП РФ) – как говорится, мелочь, а неприятно.

В договоре с аутсорсинговой компанией необходимо максимально подробно прописать ответственность аутсорсера, а также то, на каких условиях он согласен компенсировать причинённый вам ущерб – например, в рамках определённой суммы или только по решению суда.

Кроме того, важно, чтобы сделка была застрахована – не у всякой компании хватит внутренних активов, чтобы возместить ущерб, поэтому страхование станет отличным гарантом того, что вы сможете вернуть свои деньги, если что-то пойдёт не так. Кстати, полезно знать, что в России страхованием именно бухгалтерских услуг занимается только компания Ингосстрах – убедитесь, что у вашего аутсорсера есть договор страхования ответственности именно там (у нас он есть!).

Что делать, если бухгалтер провинился?

Как же быть, если «матрас» не помог, и по вине бухгалтера организация понесла убытки?

С приходящим бухгалтером, как уже выяснилось, получится только поговорить и понадеяться на его порядочность. Юридически такие отношения, к сожалению, не регулируются.

Штатного бухгалтера проще всего призвать к ответственности в рамках материальной и дисциплинарной ответственности, особенно, если договор был составлен по всем правилам. Если же нарушения зашли гораздо дальше банальных опозданий, и организации по вине бухгалтера грозит штраф, а то и что похуже, увы, получить компенсацию удастся только через суд.

Административная и уголовная ответственность бухгалтера наступает в случае, если у компании есть серьёзные недоимки по налогам – однако, к сожалению, на практике суд зачастую встаёт на сторону сотрудника, и вся ответственность ложится на плечи руководителя – особенно если бухгалтеру удаётся убедить следствие, что именно руководитель настоял на нарушении закона. Кроме того, нужно будет доказать, что действие было совершено умышленно, а не, например, от недостатка квалификации, что тоже удаётся не всегда.

Если перед вами провинилась аутсорсинговая компания, стоит ещё раз внимательно прочесть заключённый с ней договор. Есть ли там пункт об ответственности перед клиентом? Прекрасно! Соглашение застраховано в компании Ингосстрах именно как бухгалтерская сделка? Замечательно! Это именно тот случай, когда у вас есть реальный шанс получить компенсацию.

В этом случае необходимо доказать, что ваша ситуация относится к страховым случаям (если договор заключён правильно, это обычно не составляет труда), и компания-аутсорсер возместит ваши убытки – в пределах той суммы и в том порядке, который указан в договоре.

А чтобы убедиться, что в вашей бухгалтерии в порядке и опасаться нечего – рекомендуем свериться с нашим чек-листом! Удачи вам и честных бухгалтеров!