Картина Алексея Венецианова «Вот-те и батькин обед!» была показана на первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств в 1824 году под названием «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил». Вскоре полотно великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и с тех пор занимает в ней достойное место.
Даже спустя столетия эта незамысловатая по сюжету картина покоряет сразу. На полотне изображены крестьянский мальчик, которому на вид не больше шести лет, и собака. Герои сидят возле дерева. О том, что действие происходит летом, говорит одежда ребёнка. Он босой и одет только в длинную белую рубаху.
Рядом с парнишкой лежит опрокинутый бурачок, из которого вылилось молоко. Мальчик сидит, грустно подперев голову рукой. Белый лохматый пес, что сидит рядом, сочувствует ему. Но ребёнок безутешен. Ведь его теперь ожидает наказание за пролитый обед, да и отец голодным останется… Все эмоции, что охватывают героя, можно легко прочитать на его расстроенном личике. Так что зрителю невольно приходится сочувствовать беде парнишке.
Критик, будущий конференц-секретарь Изящной академии художеств Виктор Григорович так потом напишет об этой работе: «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, чувствует беду своего маленького хозяина. Эта картинка отличается сочинением, силой освещения и весьма хорошим рисунком во всей фигуре, исключая слегка левой ноги, который, кажется, несколько великоват».
После женитьбы художник начинает писать жанровые сценки
Первоначально, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были заказные работы и работы «для себя». В течение двадцати лет им было выполнено восемнадцать портретов. Но, женившись и переехав в Тверскую губернию в имение Сафонково, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни.
Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 – 30 годам XIX века. В то время в залы Академии стали пускать людей «без всякого разбора», т. е. всех сословий. И творчество художника сразу нашло у них самый теплый отклик. Людям были понятны работы Венецианова. Ведь на них изображались такие же простые, как все они, герои. Переворотом в его творчестве и новаторством того времени стала знаменитая работа «На пашне. Весна»
Наиболее известными работами, написанными тогда, стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Ещё одна его известная картина «Пастушок с дудкой» находится в Тверской областной картинной галерее. К слову, ее мастер выполнил на дереве.
На ней изображён набегавшийся за день мальчуган. Он в задумчивости лежит и отдыхает. Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, рядом с которой герой расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубели и не изуродовала. Глядя на картину, невольно задаёшься вопросом: какая судьба ждёт этого парнишку?
Следует отдать должное художнику- Алексей Венецианов рисовал, не подражая мастерам, чьи картины видел в Эрмитаже. Он изображал жизнь такой, какую видел. Потому-то народ и полюбил его творчество.
Художник-новатор
Картину «Спящий пастушок» критики восприняли с восторгом и назвали считают новаторским полотном. Сюжет прост. Заснувший подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идёт девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака.
Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж как бы слился с людьми. Все на полотно смотрится естественно, как сама жизнь. И всё потому, что художник работал на пленэре, что до него не было принято. Чуть позже его коллеги по цеху поймут — работа на природе придаёт особый дух картину и последуют примеру Венецианова. Но не каждый сумеет с таким теплом изображать сельскую жизнь!
Кстати, именно Алексей Венецианов первым начинает рисовать на своих полотнах крестьянских детей. До него этого никто не делал, как никто до него не пытался развивать у крепостных крестьянских детишек таланты. А вот Венецианов впервые в истории России у себя в селе создаёт школу для способных крестьянских детей, в том числе и крепостных. Кстати, многим своим ученикам художник потом помог стать свободным. За двадцать лет существования в ней прошли обучение семьдесят человек. Среди них была и дочка художника Александра.
Школа Венецианова
Особенностью педагогической системы мастера был отказ от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих воспитанников мастер учил рисовать с натуры, постепенно переходя от простого к сложному.
Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры. Потом переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. Некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ. Многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с них и начался расцвет интерьерной живописи в России.
Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в выставках. В этом деле ему активно помогал поэт Василий Жуковский.
Часть из его воспитанников, примерно с середины 1830-х годов, отошла от манеры своего учителя и стали последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешней эффектности и натурализма. Не будем судить их строго. Тем более, что никто из них так и не смог подняться выше своего наставника…