Видел в метро капитана первого ранга – подводника. Было желание подойти к нему, и от сердца пожать руку. Редко такие люди доезжают до столиц – места приписки их кораблей не всегда найдёшь даже на карте. Юг и Север, самый Дальний в мире русский Восток; большие базы и малые в непосредственной близости от крупных городов и крошечных посёлков – везде служат эти люди, обладающие особыми умениями и ясным взглядом на мир. «Я учился 9 месяцев в отряде подводного плавания; потом на самой лодке 3 месяца сдавал экзамены на штат (на боевой пост, чтобы что-то доверили), и из нас только через полтора года получились начинающие подводники. А настоящим подводником становишься после боевого похода» – это откровения матроса срочной службы, а что может сказать о своей подготовке подводник-офицер?
Сколько лет на обучение нужно отдать человеку, чтобы досконально разбираться во внутреннем устройстве самой лодки, в маршрутах оживлённых и пустынных путей в морях и океанах Земного шара, в гидролокации, в системах связи мира; в ракетах, торпедах, батискафах, аквалангах; в типах целей, в стратегиях и тактиках ведения боя и т. д., и т. п.? И, кстати, непонятно, какие умения важнее других. Все – важнее, поскольку от каждого зависит выживание корабля как боевой единицы; как органичной части всей системы обороноспособности нации.
Незаметные люди, не привлекающие к себе внимания – бесценный капитал России, её сокровище и достояние. Подводники, лётчики, операторы космических установок – мало кто знает их лица и имена, но они и не нуждаются в открытости существования. Такой сорт людей – без вопросов и сомнений выполняющих свой долг. Самые зрелые люди планеты – больше других понимающие смыслы жизни на Земле. И, не могу не добавить, в чём-то отдувающиеся за менее собранных духом сограждан – всевозможных селфистов, хайпбистов, хейтеров, трейдеров и прочих персон, решивших, что они рождены для реализации идей собственной исключительности или самопродажи в публичной сфере.
Тому подводнику – по званию командиру лодки – я руку не пожал. Секунда решений ушла. Понял бы он неожиданный жест? Скорее всего, да – люди подобных профессий, действительно, более остальных чувствуют жизнь.