Казалось бы в соревновании по вульгарности вера должна неизбежно победить атеизм, поскольку для атеизма необходимо наличие хотя бы примитивных познаний об окружающем человека мире, а вера совершенно самодостаточна, однако, как это обычно бывает в случае бесконечного упрощения, - не всё так просто)))
Чем вульгарнее атеизм, тем в нём меньше собственно атеизма. Можно констатировать, что и во времена провозглашённого государственного богоборчества доля верующих в российском народонаселении была ничуть не меньше, чем во все остальные времена, а уж если к верующим прибавить ещё и суеверных... Общество и государство боролись не столько с религиозностью, сколько с профессиональными служителями культов. Взрывая храмы и "потопляя попов во прудах" революционная масса показывала фигу не богам, а клерикалам. Из постреволюционных лидеров России атеистом на 100% можно определить только, пожалуй, Ленина, который призывал к борьбе не только с церковниками, но и с "дипломированными лакеями поповщины" - самой философией религии, т.е. с верой (про "лакеев" в статье "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин цитирует философа-рабочего Иосифа Дицгена, посмотреть работы которого интересно людям, интересующимся происхождением марксизма).
Сталин, по воспоминаниям дочери Светланы, рассуждал в приватной беседе о том, что Иисус Христос был персонажем вполне историческим и, вероятно, обладал сверхъестественными способностями. Хрущёв спрашивал у космонавта Гагарина, не встречал ли тот в космосе бога... Хотя в плане борьбы с церквями Хрущёв значительно опережал Сталина, обещая к 1980 году сохранение только одного попа, для показа по телевидению, в качестве экспоната. Именно в хрущёвские времена в программы советских вузов был внедрён курс «Основы научного атеизма» , а в 1964 году возник целый "Институт научного атеизма", который благополучно скончался только вместе с СССР.
История хранит яркий эпизод того, как, целуя в засос (по своему обыкновению) президента США Картера, генсек Брежнев изрёк: "Бог не простит нам, если мы потерпим неудачу!" (Это о разрядке международной напряжённости.) Ясное дело, что перестройщик Горби, а за ним и самый демократичный член политбюро Ельцин, были уже совершенно верующими. В девяностые годы в российских институтах кафедры научного атеизма коллективно переименовались в кафедры религеоведения. Вишенкой на торте боговозрождения стала, безусловно, статья УК РФ об оскорблении чувств верующих. Но... увеличилось ли, в связи с изменением госполитики, число верующих? Нет же, нет! Как и не изменилось число просто суеверных.
Однако же.......... продолжение следует)))