Климатология (наука о климате) в значительной степени является замечательной историей успеха ученых, изучающих климат нашей планеты.
Шведский физик Сванте Аррениус (1859-1927) еще в 1896 году точно рассчитал, насколько удвоение содержания углекислого газа в атмосфере согреет планету.
Доклад метеоролога Джула Чарни в 1979 года вызвал обеспокоенность по поводу надвигающегося климатического кризиса задолго до того, как мы смогли непосредственно подтвердить это.
В ответ на это научное сообщество активизировало свои исследовательские усилия и регулярно проводит научные оценки в целях выработки единого мнения и направления директивным органам четкого сигнала, побуждающего их к действию.
Рост выбросов углерода в атмосферу
Проблема заключается в том, что 40 лет этих усилий, какими бы благими они ни были, никак не повлияли на углеродный бюджет человечества. С середины 19 века объем выбросов в результате деятельности человека растет экспоненциально, в среднем на 1,65% в год, начиная с 1850 года.
Были времена, когда экономические трудности временно останавливали выбросы, такие как рост цен на нефть в начале 1980-х годов, финансовый кризис 2008 года. Но это никак не связано с климатической политикой.
Болезненная вялость в действиях не является виной ученых
Ученые по своей природе консервативны. Эта тенденция тесно связана с тем, как функционирует наука: прежде чем принять новую теорию, ее необходимо постоянно тщательно анализировать, чтобы убедиться, что она выдерживает критику.
Обычно это хорошая практика. Однако это привело к тому, что климатологи постоянно недооценивают как скорость, с которой климат дестабилизируется, так и серьезность создаваемой им угрозы.
МГЭИК (Межправительственная Группа экспертов по изменению климата) является главным виновником этого. Дополнительные трудности возникают в связи с необходимостью добиваться ратификации кратких докладов правительствами стран мира, и постоянно отмечается, что в них недооценивается надвигающийся кризис.
Ученые серьезно обеспокоены проблемой глобального потепления
Ученые всего мира, участвующие в подготовке докладов этого органа, должны учитывать его ошибочный консерватизм и корректировать свой подход в будущем. Неопределенность, разумеется, присуща моделированию того, как и когда климат дестабилизируется.
Но когда ставки настолько высоки, насколько велики, мы должны действовать на основе принципа предосторожности - обычное бремя доказывания для ученых должно быть обращено вспять.
При нынешнем уровне в 1,1℃ глобального потепления, изменение климата и экологический кризис уже может привести к вытеснению и гибели сотен тысяч людей, а также к исчезновению других видов жизни. При повышении температуры выше 1,5℃ риски для человечества и экосистем значительно возрастают.
Тем не менее, поставленная ООН цель по достижению к 2050 году чистого нуля выбросов углекислого газа в мире дает нам лишь один из двух шансов ограничить глобальное потепление до уровня ниже этого показателя.
Эта цель основана на одном из многочисленных возможных путей, изложенных учеными МГЭИК в специальном докладе, опубликованном в 2018 году.
При температуре выше 1,5℃ миллионы людей во всем мире будут бороться за пресную воду в условиях потери урожаев и смертельной жары.
Медики не стали бы делать такие ставки на сохранение жизни, если бы были доступны лучшие шансы. Почему это не так с учеными-климатологами?
Нам необходимо изменить как наше собственное, так и общественное представление о том, какой уровень риска является приемлемым для государственных лидеров и, следовательно, для жителей живой планеты.
Здесь и сейчас нужно решать проблему
Даже вышеперечисленные пути к ограничению нагрева до 1,5℃ основаны на непроверенных технологиях всасывания (улавливания) углекислого газа из атмосферы. Они также не учитывают политический ландшафт, в котором применяются эти модели.
Итак, глобальные концентрации углекислого газа не падают, глобальные температуры атмосферы и океана не падают, и глобальный уровень моря не падает. Все эти факты не вызывают оптимизма, когда мы говорим о будущем нашей планеты.
Лидеры хорошо понимают, что ожидаемое потепление на три-четыре градуса может оказаться за пределами возможностей цивилизации по адаптации, и все же им еще предстоит добиться какого-либо серьезного прогресса в постепенном отказе от глобальных субсидий на ископаемое топливо, которые составляют не менее 100 млрд долларов США в год.