Очередная серия рубрики «О жанре» посвящена еще одному модному и, безусловно, стильному направлению – модерн-фанку. В принципе, данный стиль может быть «обозван» и несколько иначе – например, буги-фанк, синти-фанк, диско-фанк… В общем, суть одна.
Фанк, вышедший в свое время из джаза, развивался в противовес другому ребенку великого жанра – соулу. И если первый был веселый и энергичный, то второй наоборот – задумчивый и сентиментальный. Фанк уверенно пробивался в широкие массы в 70-е годы, и, в конечном итоге, завоевал американские танцполы. При слове «фанк» в голове чаще всего рисуется образ темнокожего бойз-бэнда, облаченного в цветастые одежды и выступающего на сцене какого-нибудь шоу типа Soul Train. Конец 70-х и начало 80-х известность получили такие коллективы, как Kool & The Gang, Shalamar, Dinasty. Про фанк того времени можно сказать, что в нем , как правило, использовались живые инструменты – гитары, фортепиано, бас, трубы, отчего сейчас звучание тех песен кажется немного архаичным.
В 80-е годы активно развивалась индустрия синтезаторов и драм-машин. Разумеется, данная тенденция отразилась и на фанк-музыке. Именно в восьмидесятые (особенно во второй половине) зародилась основа для модерн-фанка. Аккорды, ритмические рисунки, по сути, остались старыми, но игрались они теперь посредством искусственных, синтезированных звуков. Фирменной чертой большинства композиций стал знаменитый муговский бас (взятый с синтезатора Minimoog) с характерным «чвонькающим» призвуком. Правда, гитары, как важный инструмент для построения грува, окончательно не исчезли. Большое влияние на фанк в те годы оказала популярность бугги. В восьмидесятые многие коллективы занимались этим жанром – как популярные, чьи клипы крутили по ТВ, так и андерграудные. Отмечу классиков – группу Midnight Star.
Шли годы, и в наше время, синтезированный фанк, уже отчасти позабытый, стал возрождаться в новых условиях. Поспособствовала этому и ностальгия по культуре восьмидесятых, особо популярная в массовой культуре последние несколько лет. В общем, сыграть на ностальгических чувствах – и есть главная цель «современного» фанка. Потому треки в плане построения практически ничем не отличаются от своих «родственников» из 80-х. Те же басы, те же ритмики и аранжировочные приемы, те же синтезированные «дудки», придающие композициям нечто космическое. Пожалуй, единственное отличие – это качество звука. Многие современные продюсеры создают фанк-музыку на своем компьютере с помощью секвенсоров и VST-плагинов, имитирующих винтажные звуки. Но есть и те, кто пишет песни по старинке, с помощью оригинальных синтезаторов. К таковым относится парижский диджей Давид Саид, он же Dabeull. У него таких синтезаторов целая студия. В ней он создает свои атмосферные треки, чуть более, чем полностью передающие дух старой эпохи. Примечательно, что раньше парень писал хаус и техно, но затем оседлал фанк-волну восьмидесятых. И правильно сделал.
К заслуживающим прослушивания отнесу таких творцов, как Dam-Funk, Bruno Mars и датско-немецкий проект Cool Million в 2015 году выпустивший довольно сочный альбом «Sumthin' Like This».
В России в русле модерн-фанка работают добротные питерские ребята из «Меджикул». Дебютный альбом вышел в 2016 году, сейчас готовится к выходу второй.
В целом, модерн-фанк – очень красивый и по-настоящему романтичный жанр. Одновременно веселый и одновременно таинственный. Под него можно потанцевать и подумать. Думаю, такая музыка хорошо подойдет к летней ночи где-нибудь на море. Так что срочно покупаем билеты и в отпуск.