Одно время я долго не могла понять, почему при одинаковом образовании одни прозябают на малооплачиваемых постах, а другие стремительно взбираются по служебной лестнице. Почему есть полнейшие бездари, зарабатывающие сумасшедшие деньги, и бывшие отличники, которые концы с концами свести не могут? Почему некоторые супруги ругаются и разводятся, а некоторые, хоть и ругаются, умеют справиться с трудностями и сохранить семью?
“А дело все в том, — сообщает психолог Гарвардского университета, главный аналитик “New York Times” и “Psychology Today” Даниэль Гольман, — что именно эмоции ответственны за принятие решений”. Люди думают, что правильные логичные поступки совершаются благодаря интеллекту. Оказывается - нет! В своих решениях человек исходит из своих ощущений, он руководствуется эмоциями, даже когда убежден в обратном.
В книге «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»), вышедшей в октябре 2008 года в Соединенных Штатах, автор указывает, что настоящий показатель интеллекта не I.Q., a E.Q. Его можно определить, «как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию». В этом состоит великая революция, ожидающая нас в новом веке: победа чувств и эмоций над умом технократа.
В Соединенных Штатах и в Европе было проведено специальное исследование вследствие того, что многие представители «золотой молодежи» и «рабочие лошадки», которым пророчили блестящее будущее, вдруг «сошли с дистанции». Оказалось, что все это из-за плачевно низкого коэффициента E.Q. и неумения общаться в коллективе. Когда у человека возникают проблемы на работе, виной тому чаще всего эмоциональная незрелость, а не профессиональная некомпетентность.
Как же подготовить ребёнка к возможности жить (а не выживать) в современном обществ, добиться успеха, достигнуть своих целей, те есть повысить его E.Q.? Именно для этого и существует «социализация».
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия).
Во многом от педагога зависит, каким станет ребенок, насколько разовьются его способности, насколько успешен он будет в жизни. «Счастье, если встречаются талантливый ученик и увлечённый педагог. В этом тандеме выигрывают оба - ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам» - эти слова я прочитала на одном из педагогических интернет - форумов, они и стали моим руководством к действию.
На основе результатов теста Люшера, проведённого в классе, я выявила высокий уровень невротичности практически у всех подростков. Наблюдая и анализируя причины, я пришла к выводу — дети не умеют правильно общаться. То есть общаться то они общаются, но — чаще всего это общение проходит в ироничной или агрессивной форме. Каждый пытается отстоять свою точку зрения, совершенно не слушая аргументы собеседника, после этого следуют обиды и сплетни.
Мне вспомнились слова Артура Шопенгауэра: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет».
А ведь это те самые факторы, которые в будущем будут мешать этим, уже выросшим детям, добиться успеха в жизни, стать профессионалами своего дела и просто быть счастливыми.
О том, что я делала и какие были результаты- в следующем выпуске.